Президент Кыргызской Республики К.Бакиев подписал
Указ «О концептуальных подходах к реорганизации системы административно-территориального устройства в Кыргызской Республике».
В Указе говорится, что необходимость ускорения темпов развития страны, повышения жизненного уровня населения требуют от государства проведения комплекса мер по кардинальному улучшению качества территориального управления, придания деятельности государственных органов и органов местного самоуправления социальной направленности.
Сегодня на первое место выдвигаются задачи овладения государственными и муниципальными служащими новых управленческих технологий, исключения из практики деятельности органов государственного управления элементов дублирования, не соответствующих реалиям рыночной экономики и демократических преобразований.
Одним из приоритетных направлений реформирования основ государственного управления выдвигается реформа системы административно-территориального устройства с оптимальным сочетанием роли централизованного государственного управления и децентрализованного местного самоуправления.
Одновременно данная реформа предполагает взвешенный подход, обеспечение преемственности власти, недопущение ослабления управляемости территориями и потери функций при реорганизации структур управления. Следует также учесть, что нынешние административные границы регионов исторически сложились десятки лет назад, основаны на идентичности традиций и уклада жизни местных сообществ.
Согласно Указу, исходя из вышеизложенного и принимая во внимание предложения комиссии по выработке предложений по оптимизации административно-территориального устройства Кыргызской Республики, а также руководствуясь статьей 42 Конституции Кыргызской Республики определено:
1. Принять предложения комиссии по выработке предложений по оптимизации административно-территориального устройства Кыргызской Республики о поэтапном проведении реформы системы административно-территориального устройства с 2007 по 2011 годы.
2. Считать целесообразным проведение реформы административно-территориального устройства Кыргызской Республики в три этапа:
- I этап - 2007 - 2008 годы - административная реформа на областном уровне, заключающаяся в сокращении количества областных структур государственных органов путем перераспределения задач и функций, разграничения государственных и муниципальных услуг, отделения функций политики от функций хозяйствования;
- II этап - 2009 - 2010 годы - административная реформа посредством укрупнения административно-территориальных единиц на основе объединения отдельных районов и территорий отдельных аильных кенешей с учетом соблюдения принципов экономического районирования и доступности государственных и муниципальных услуг для граждан;
- III этап - 2010 - 2011 годы - совершенствование административно-территориального устройства Кыргызской Республики с переходом от четырехуровневой системы управления к трехуровневой на основе перераспределения задач и функций.
3. В рамках проведения I этапа реформы считать целесообразным и определить следующие основные задачи и функции в деятельности глав государственных администраций – губернаторов областей:
- контроль за реализацией государственной политики и координация деятельности органов управления на территории области;
- контроль за исполнением законов Кыргызской Республики, указов и распоряжений Президента Кыргызской Республики, постановлений Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, постановлений и распоряжений Правительства Кыргызской Республики, за реализацией национальных и государственных программ на территории области;
- координация и контроль за деятельностью правоохранительных органов по обеспечению правопорядка и безопасности на подведомственной территории, а также по охране государственных границ;
- привлечение инвестиций в экономику области, разработка и реализация инвестиционных программ, развитие международного и межрегионального сотрудничества;
- контроль за соблюдением стандартов оказания государственных и муниципальных услуг гражданам;
- защита прав граждан, работа с жалобами и обращениями населения.
4. Установить, что главы государственных администраций – губернаторы областей являются главными государственными должностными лицами на территории областей, а главы государственных администраций – акимы районов – на территории районов, координирующими деятельность органов государственного управления и органов местного самоуправления по реализации государственной политики.
Главы государственных администраций – губернаторы областей несут персональную ответственность за социально-экономическое развитие подведомственной территории перед Президентом Кыргызской Республики и Правительством Кыргызской Республики, а главы государственных администраций – акимы районов – и перед главами государственных администраций – губернаторами областей.
5. Установить, что на уровне областей упраздняются территориальные подразделения государственных органов государственного управления, за исключением следующих органов:
а) в министерствах:
Министерство внутренних дел Кыргызской Республики;
Министерство юстиции Кыргызской Республики;
Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;
б) в государственных комитетах:
Государственный комитет Кыргызской Республики по миграции и занятости;
Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики;
Государственный таможенный комитет Кыргызской Республики;
в) в административных ведомствах:
Финансовая полиция при Правительстве Кыргызской Республики;
г) в других государственных органах:
судебные органы Кыргызской Республики;
органы прокуратуры Кыргызской Республики;
Национальный банк Кыргызской Республики;
Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.
6. Поручить главам государственных администраций - губернаторам областей на основе уточнения задач и функций системы управления областного уровня в месячный срок разработать и внести на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики предложения по структуре и штатам аппаратов областных государственных администраций в соответствии с требованиями настоящего Указа.
7. Правительству Кыргызской Республики в установленном порядке поручено:
- в двухмесячный срок подготовить и утвердить перечень упраздняемых c 15 сентября 2007 года территориальных подразделений государственных органов на уровне областей Кыргызской Республики, а также схемы управления и положения государственных органов в соответствии с пунктом 5 настоящего Указа;
- проработать и внести на рассмотрение Президенту Кыргызской Республики проект Указа о повышении с 1 января 2008 года заработной платы государственным служащим, в первую очередь областного и районного звеньев, исходя из экономии финансовых средств, полученной в результате ликвидации территориальных подразделений государственных органов;
- разработать и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проекты законодательных актов, вытекающих из настоящего Указа, в том числе проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике»;
- произвести расчеты проекта Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2008 год» с учетом трехуровневой системы межбюджетных отношений, а также предусмотреть создание резервных фондов глав государственных администраций – губернаторов областей;
- совместно с министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами и местными государственными администрациями рассмотреть и утвердить своим решением перераспределение функций упраздняемых территориальных подразделений государственных органов;
- совместно с главами государственных администраций – губернаторами областей:
решить вопрос трудоустройства высвобождаемых работников в результате ликвидации территориальных подразделений государственных органов в соответствии с законодательством, в случае необходимости организовать их переобучение для работы в других отраслях;
организовать обучение работников областной государственной администрации новым задачам и функциям в соответствии с пунктом 3 настоящего Указа;
организовать прием-передачу зданий, служебного автотранспорта и иного имущества, высвобождаемого в результате ликвидации территориальных подразделений государственных органов областного уровня, и обеспечить сохранность данного имущества;
- привести свои решения в соответствие с настоящим Указом.
8. Главам государственных администраций – губернаторам областей на основе предложений глав государственных администраций – акимов районов с учетом мнения мэров городов областного значения, глав местного самоуправления аилов, поселков, городов, а также мэрам городов Бишкек и Ош внести предложения в Правительство Кыргызской Республики о повышении заработной платы муниципальным служащим с 1 января 2008 года с учетом экономии финансовых средств, полученной в результате проведенных преобразований.
9. В двухмесячный срок мэрам городов Бишкек, Ош на основе функционального анализа внести в Правительство Кыргызской Республики предложения о совершенствовании системы управления в данных городах.
10. Комиссии по выработке предложений по оптимизации административно-территориального устройства Кыргызской Республики продолжить работу по выработке мер по реализации II и III этапов административно-территориальной реформы и внести до 1 января 2009 года предложения по дальнейшему совершенствованию административно-территориального устройства Кыргызской Республики.
11. Признать утратившими силу указы Президента Кыргызской Республики «О полномочном представителе Президента Кыргызской Республики по южному региону Кыргызской Республики» от 23 мая 2006 года № 273, «Об утверждении Положения о полномочном представителе Президента Кыргызской Республики по южному региону Кыргызской Республики» от 12 июня 2006 года № 312.
Контроль за исполнением данного Указа возложен на Руководителя Администрации Президента Кыргызской Республики.