На главную На главную Карта сайта Карта сайта English English
Контакты Контакты    Написать нам Написать нам


Электронный адрес

Пароль

Поиск:
ГОРОДА КЫРГЫЗСТАНА
        Бишкек           Веб портал
        Ош                         Веб сайт
        Балыкчы             Веб сайт
        Баткен
        Жалалабат
        Исфана
        Кант
        Карабалта           Веб сайт
        Каракол
        Кара-Куль
        Кара-Суу
        Кербен
        Кызыл-Кыя
        Кочкор-Ата
        Кок-Жангак
        Майлуу-Суу
        Нарын
        Ноокат
        Сулюкта
        Талас
        Ташкумыр
        Токмок
        Узген
        Чолпон-Ата
        Шопоков
        пгт.Шамалды-Сай
ПОДПИСКА

ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Мы изменили структуру и дизайн нашего портала. Как вы считаете?
Мне нравится
Однозначто стало лучше
Неплохой вариант
Нужно ещё доработать кое что
Мне не нравится

Посмотреть результат >>>
Обсудить вопрос на форуме >>>
ПАРТНЁРСКИЕ САЙТЫ
Ассоциация городов КР - Муниципальная собственность и городское хозяйство
Муниципальная собственность и городское хозяйство


31.12.2001

г.Бишкек, Дом Правительства от 31 декабря 2001 года N 843

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О Государственной концепции развития малых
городов и поселков городского типа
Кыргызской Республики

В целях определения стратегии развития и дальнейшего регулирования развития малых городов и поселков городского типа и в соответствии с Комплексной основой развития Кыргызской Республики до 2010 года Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную концепцию развития малых городов и поселков городского типа Кыргызской Республики.

2. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, государственным комиссиям при разработке нормативно-правовых актов, касающихся развития малых городов и поселков городского типа Кыргызской Республики, руководствоваться настоящей Концепцией.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление экономики, инвестиций и регионального развития Аппарата Премьер-министра Кыргызской Республики.

Первый вице-премьер-министр

Кыргызской Республики Н.Танаев

Утверждена
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 31 декабря 2001 года N 843

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ
развития малых городов и поселков городского
типа Кыргызской Республики

Введение

В условиях переходного периода к рыночной экономике, в силу неравных стартовых возможностей и условий малых городов и поселков городского типа Кыргызстана по стабилизации социально-экономического развития республики, обострились диспропорции в их развитии.

Несмотря на принятые концепции государственной региональной политики и программы социально-экономического развития малых городов Кыргызской Республики, в которых были определены цели и задачи, общие проблемы, а также пути их преодоления, с определением приоритетных направлений социально-экономического развития малых городов на среднесрочный период (на 1998-2000 годы), обострены и не разрешены многие проблемы развития малых городов.

При этом пути реформирования развития малых городов и поселков городского типа, опирающиеся на использование льгот, дотаций, грантов и спонсорских средств, в основном исчерпали свои возможности.

Болевыми точками практически всех малых городов и поселков городского типа республики являются высокий уровень безработицы и существенное снижение жизненного уровня населения, находящегося за чертой бедности, что усилило миграционные процессы.

Многие виды социальных и культурных услуг стали недоступными для большей части населения. Появились серьезные проблемы с увеличением заболеваемости, обеспечением питьевой водой и т.п. В малых городах республики существует реальная опасность вспышек инфекций отдельных заболеваний, которые относятся к социальным, - туберкулез, бруцеллез, кишечные инфекции, педикулез и т.п.

Учитывая определенный накопленный опыт государственного регулирования социально-экономического развития малых городов в рыночных условиях, подготовленность интеллектуального потенциала местного населения, которое в основном состояло из высококвалифицированных специалистов и осталось невостребованным в результате реструктуризации крупных промышленных объектов, в целях определения стратегии развития малых городов в условиях общего дефицита государственных бюджетных средств, где основной упор должен быть направлен на местное экономическое развитие малых городов разработана настоящая Концепция в соответствии с Комплексной основой развития Кыргызской Республики до 2010 года.

Концепция направлена на содействие экономическому возрождению малых городов Кыргызской Республики.

1. Типы малых городов и особенности их развития

Анализ особенностей развития этих населенных пунктов как урбанистических образований определяет три основных типа.

К первому типу населенных пунктов относятся города, зародившиеся относительно давно и уже имеющие хорошо развитые урбанистические черты, включая сформировавшуюся инфраструктуру городского типа с централизованным водоснабжением и отоплением, канализацией.

Основные проблемы в данных городах типологически мало отличаются от проблем, стоящих перед более крупными городами: изношенность инфраструктуры, экономический спад, дефицит городского бюджета и др.

Второй тип населенных пунктов, выбравших в силу определенных социально-экономических предпосылок урбанистический путь развития, включает в себя поселки городского типа. Ранее эти населенные пункты преимущественно имели черты сельского типа и экономически были ориентированы, в основном, на сельскохозяйственное производство. Однако, в силу роста численности жителей в данных населенных пунктах, на современном этапе начался градообразующий процесс. То есть наступил такой демографический момент, когда эти населенные пункты объективно уже не могут развиваться далее как сельские поселения и твердо встали на путь урбанистического развития.

Данные населенные пункты имеют специфические проблемы, отличающиеся от проблем населенных пунктов первого типа.

Главной проблемой поселков городского типа является вызванная увеличением численности жителей проблема создания инфраструктуры городского типа, включающей объекты городского коммунального хозяйства.

К третьему типу относятся поселения, образовавшиеся вокруг крупных промышленных объектов, построенных во времена централизованной плановой экономики и материально-технического обеспечения.

Весь уклад жизни в этих населенных пунктах был тесно связан с ритмом работы нескольких градообразующих предприятий, их финансовым состоянием. Зачастую инфраструктура поселений являлась частью единого промышленного комплекса.

Функционирование этих предприятий являлось основой, обеспечивающей жизнедеятельность этих городов как в вопросах занятости, так и в развитии социальной сферы.

Населенные пункты этого типа оказались в еще более сложных, по сравнению с двумя вышеперечисленными типами поселений, условиях, так как их уклад жизни был полностью ориентирован на работу предприятий.

Перед данными населенными пунктами стоят проблемы ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения упреждающих мероприятий, строительства защитных объектов, включая берегоукрепительные работы, дамбы, селевые ловушки и т.д. Учитывая масштабность этих стихийных бедствий, на проведение таких работ требуется целевое финансирование из государственного бюджета.

Можно выделить следующие основные индикаторы, характеризующие категорию "малый город":

- население;

- территория;

- экономический потенциал;

- инфраструктурный облик (коммунальное хозяйство, транспорт и дорога, сфера торговых услуг, информационные коммуникации, банковская сфера и др.);

- отдаленность от политического, экономического и культурного центра конкретного региона.

Несмотря на наличие значительного количества индикаторов, наиболее простым и логичным способом определения понятия "малый город" является разделение этих городов на основе показателей численности жителей.

Из трех категорий городов Кыргызстана, т.е. крупных, средних, малых, наибольший удельный вес занимают малые города.

Данные о населении городов Кыргызской Республики

-----------------------------------------------------------------------

| Крупные города (с населением свыше 100 тыс.чел) |

|---------------------------------------------------------------------|

|Бишкек | 775,1 |

|Ош | 218,1 |

|---------------------------------------------------------------------|

| Средние города (с населением от 30 до 100 тыс.чел) |

|---------------------------------------------------------------------|

|Джалал-Абад | 75,1 |

|Каракол | 64,9 |

|Токмок | 57,5 |

|Кара-Балта | 45,1 |

|Балыкчи | 41,5 |

|Узген | 43 |

|Нарын | 41,4 |

|Талас | 34,1 |

|---------------------------------------------------------------------|

| Малые города (с населением до 30 тыс.чел.)

|---------------------------------------------------------------------|

|Кызыл-Кия | 32,8 |

|Таш-Кумыр | 23,6 |

|Кант | 22,0 |

|Кара-Суу | 20,8 |

|Майлуу-Суу | 20,3 |

|Кара-Куль | 18,5 |

|Исфана | 16,9 |

|Сулюкта | 13,8 |

|Баткен | 11,9 |

|Кок-Жангак | 10,7 |

|Шопоков | 9,1 |

|Чолпон-Ата | 9,0 |

-----------------------------------------------------------------------

Удельный вес крупных, средних и малых городов

Кыргызской Республики (по количеству городов)

-----------------------------------------------------------------------

| Города | Количество городов | Удельный вес, % |

|------------------------------|--------------------|-----------------|

|Крупные города | 2 | 9,1 |

|Средние города | 8 | 36,3 |

|Малые города | 12 | 54,5 |

|Итого: | 22 | 100,0 |

-----------------------------------------------------------------------

Удельный вес крупных, средних и малых городов

Кыргызской Республики (по численности жителей)

-----------------------------------------------------------------------

| Города | Население, тыс.чел. | Удельный вес, в % |

|---------------------------|---------------------|-------------------|

|Крупные города | 993,2 | 61,1 |

|Средние города | 410 | 25,2 |

|Малые города | 229,5 | 14,1 |

|Итого: | 1625,2 | 100,0 |

-----------------------------------------------------------------------

2. Оценка ситуации

2.1. Внутренняя миграция и определение перспективы экономического развития

Миграция населения из сельской местности и неблагополучных в экономическом отношении малых городов, наблюдаемая в Кыргызской Республике, характерна для большинства стран мира и представляет собой естественный процесс, при котором люди из неблагополучных регионов, причем не только из сел, но и городов, перемещаются в урбанизированные крупные промышленные города, а также города, являющиеся административными центрами. Как правило, растущие города испытывают потребность в рабочей силе, и такая тенденция направлена на решение этой проблемы за счет промышленности и сфер обслуживания, однако зачастую она приводит к чрезмерному перенаселению крупных и упадку малых городов, особенно удаленных от административных и экономических центров. Однако, в условиях Кыргызстана, являющегося высокогорной страной, нерегулируемый рост больших городов ставит под серьезную угрозу устойчивое развитие республики.

В связи с этим необходимо разработать меры по решению существующих проблем, связанных с внутренней миграцией в Кыргызской Республике. Жестко ограниченные территориальные ресурсы Кыргызской Республики и специфические условия высокогорной страны требуют сбалансированного расселения населения, планируемого роста крупных городов.

Решающим фактором в решении проблемы смягчения миграционных процессов из малых городов в крупные является создание условий для местного экономического развития (МЭР). Имеете с тем, в условиях децентрализованной экономики, базирующейся на разнообразии форм собственности, включая частную собственность, следует коренным образом пересмотреть подходы к местному экономическому развитию. Это связано с разгосударствлением и, особенно, приватизацией большинства объектов государственной собственности.

Необходимо изменить подход к формированию местных бюджетов в направлении расширения собственных источников доходов малых городов, устанавливая долгосрочные стабильные нормативы отчислений в городской бюджет.

Существенную помощь в аккумуляции усилий участников МЭР может оказать создание советов местного (городского) экономического развития, действующих на основе социального партнерства. Эти советы могли бы возглавить представители выборных органов городской власти или же непосредственно руководитель исполнительной власти города или поселка городского типа: глава городской государственной администрации, глава города, глава айыл окмоту.

Советы могут стать реально действующим корпоративным органом, разрабатывающим политику городского экономического развития, способствующим созданию благоприятных условий для местных предпринимателей, повышению привлекательности условий для инвестиций.

Основные факторы, воздействующие на местное экономическое развитие

----------------- -------------------

| Баланс | | Наличие |

| производства | |квалификационного|

| и рынка сбыта | / | персонала |

----------------- / -------------------

----------------- / -------------------

| Развитость | / | Транспортные |

| экономической | / | коммуникации |

|инфраструктуры | --------------- -------------------

----------------- | Местное | -------------------

----------------- |экономическое| | Развитие |

| Наличие | | развитие | | маркетинга |

| технологий | --------------- -------------------

| "ноу-хау" | / | -------------------

----------------- / | |Сырьевые ресурсы |

----------------- / | -------------------

|Привлекательный| / | -------------------

|налоговый режим| / | | Отдаленность |

-----------------/ | |от экономических |

----------------- --------------------- | центров |

| Состояние | | Наличие системы | -------------------

| морального | |поддержки развития | -------------------

| и физического | |предпринимательства| | Наличие |

| износа | |(фонды и кредитные | | начального |

|оборудования на| |союзы, консалтинг, | | капитала и |

| промышленных | | бизнес-инкубаторы | |оборотных средств|

| объектах | | и др.) | -------------------

----------------- ---------------------

На нынешней стадии развития малых городов Кыргызстана очень важно учитывать состояние экономического развития в соседних населенных пунктах. Поэтому неотъемлемым элементом стратегии МЭР должна стать так называемая межмуниципальная кооперация, целями которой являются:

- кооперация производящих и перерабатывающих производств и расширение рынка сбыта продукции;

- создание межмуниципальной базы данных о поставщиках и потребителях товаров и услуг, активный совместный маркетинг продукции;

- объединение финансовых ресурсов для развития производств;

- создание ресурсных центров и др.

Практика показывает, что абсолютное большинство малых городов уже не только не может самостоятельно устранить негативные тенденции в области занятости и доходов населения, социальных услуг, экологии, но не имеет никакой перспективы на самостоятельное разрешение кризисной ситуации за счет внутренних собственных ресурсов, поэтому в настоящее время невозможно проводить политику самодостаточности, т.е. необходимо принятие специальных санационных и реабилитационных мер, как со стороны государства, так и международных организаций.

Важнейшим условием успешного городского развития в условиях рыночной экономики, в числе прочих, являются следующие факторы:

- муниципализация и демократизация городского управления;

- развитие предпринимательства;

- эффективная система налогообложения;

- преодоление внутренней изоляции.

Малосвязанные, на первый взгляд, факторы в действительности тесно переплетены и образуют взаимовлияющие элементы. На главенствующее место в этом многофакторном влиянии выдвигается необходимость повышения самостоятельности городского управления, разграничения функций между различными территориальными уровнями управления.

Учитывая, что в современном мире развитие идет по так называемому инфраструктурному принципу, при котором необходимо угадывать направление будущего развития, важные и пока неизвестные элементы будущей инфраструктуры городов, эта задача представляется довольно сложной.

Здесь следует выделить ряд этапов, предшествующих составлению стратегического плана развития малого города.

Первое. Составление информационной карты, которая должна состоять из индикаторов, дающих объективное представление о развитии малого города: населении, территории города или поселка городского типа, состоянии экономического развития (хозяйствующих объектах, в том числе результатах их деятельности), инфраструктуре, социальных показателях и т.д.

Второе. На основании информационной карты делается анализ социально-экономического развития, выявляются основные проблемы.

Третье. Намечаются ориентиры развития, создаются долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная программы, ядром которых является представление о природе устойчивого развития малого города.

Определяются очередные, доступные меры и направления развития, на которые в первую очередь необходимо сосредоточить усилия.

2.2. Законодательное обеспечение развития малых городов

В настоящее время малые города и поселки городского типа столкнулись не только с проблемой экономического развития территории, но и совершенствованием управленческих функций, образованием и становлением новых институтов власти.

Объективная необходимость требует совершенствования законодательства в следующих направлениях:

- административное разграничение;

- финансовая обеспеченность;

- экономическая самостоятельность.

Фактором, наиболее влияющим на территориальное развитие, является вопрос административного разграничения.

Учитывая, что все поселки городского типа и большинство малых городов переведены на принципы местного самоуправления, актуальным становится реализация конституционного принципа разграничения функций между органами государственной власти и местного самоуправления.

В этих целях необходимо:

- четкое законодательное закрепление полномочий между всеми уровнями власти в государстве и уточнение предметов ведения соответствующих территориальных уровней, особенно между районом и городом (поселком городского типа), как уровнями управления, так и между отдельными органами и должностными лицами;

- отказ от практики применения административных рычагов управления и переход к правовому регулированию и структурному взаимодействию с использованием элементов экономического и политического управления на основе принципа разделения компетенции между всеми уровнями власти;

- активизация формирования устойчивой системы сотрудничества, включая широкое использование согласительных процедур при решении проблем, возникающих в процессе взаимодействия городских, поселковых и иных территориальных органов власти;

- создание условий для формирования собственной внутритерриториальной системы нормативных правовых актов;

- определение механизмов ответственности за неисполнение законодательства Кыргызской Республики, как на местном, так и на национальном уровне, а также ужесточение требований к исполнению должностными лицами собственных законодательно установленных полномочий.

Отсутствие дополнительных финансовых источников, остаточный принцип формирования местных бюджетов, вмешательство вышестоящих инстанций в процедуру формирования и исполнения утвержденных нормативов бюджета являются теми ключевыми проблемами, которые требуют законодательного решения.

Исходя из вышеизложенного, необходимо совершенствовать бюджетное законодательство таким образом, чтобы бюджетное регулирование позволяло бы формировать сбалансированные минимальные местные бюджеты и постепенно отходить от укоренившейся практики перераспределения доходов и их изъятия сверх утвержденных нормативов.

Кроме того, должны быть выработаны такие условия, которые гарантировали бы финансовую самостоятельность территорий и предоставили возможность средне- и долгосрочного прогнозирования и планирования социально-экономического развития.

2.3. Развитие демократических основ городского управления

Неотъемлемым условием повышения эффективности городского управления является его демократизация - основная движущая сила в преобразовании самой системы управления, ее переходе на принципы саморегулирующейся и самообновляющейся системы.

Именно демократизация управления ведет к целевой и ценностной переориентации города и создает предпосылки для экономического и социального развития, так как направлена на максимальное использование имеющегося местного потенциала: человеческого, природного, экономического и др.

Ключевыми понятиями современного управления должны стать ориентиры, как власти, так и общественных институтов на оказание услуг населению, поскольку конечной целью деятельности любой власти должно являться удовлетворение потребностей граждан.

Поэтому важное место в развитии демократических принципов управления должно стать понятие "социальный заказ".

Основные черты такого управления, ориентированного непосредственно на человека как не только потребителя, но активного участника всего процесса, а также схему конечного продукта управления при централизованной экономике, можно проиллюстрировать следующими схемами.

Ориентация государственной власти при централизованной системе управления и единой форме собственности

---------------| Государство |-------------------------

| Распре-|

| деление|

---продукта-----------------

| Общество |--------------

Ориентация государственной власти

при демократической системе и многообразии

форм собственности

| ----------------------------------- ----------------- | Институты |

| Человек | |Социальный заказ |гражданского общества|

------------ ----------------- / -----------------------/ -----------------------

| Органы власти | -----------------------/ ----------

---------------------| Услуга |------------------------------

Мировая практика выработала многообразные формы демократического управления, среди которых можно выделить следующие:

- выборность местного законодательного органа, должностных лиц исполнительной власти, аудиторов и других контролирующих лиц и органов, судей;

- местные референдумы;

- социальное партнерство;

- открытость проведения заседаний представительного органа и т.д.

Следуя общепринятой практике, необходимо расширять подходы к демократизации городского управления, превращая его в гибкий инструмент местной власти, действующий гораздо эффективнее, нежели прямое государственное управление, осуществляемое из центра.

2.4. Правопорядок и общественная безопасность

Немаловажным фактором для развития малых городов является стабильность и общественная безопасность, соблюдение определенных гарантированных прав юридических и физических лиц.

Это связано с тем, что неблагоприятные условия для экономического развития и широкие права местных органов в области финансово-экономической самостоятельности не встретят понимания и поддержки у экономически активных слоев населения и не будут способствовать привлечению иностранных инвестиций, ввиду отсутствия гарантий со стороны местных органов власти по обеспечению общественной и личной безопасности.

Факторы, влияющие на общественную безопасность

---------------------- -----------------------

| Слабая судебная | | Социальная |

| система | /| невостребованность |

|Неисполнение решений| / | большей части |

| судов | / | населения |

---------------------- / -----------------------

---------------------- ---------------- -----------------------

| Неэффективная |_____| Общественная |_____|Экономический спад и,|

| деятельность | | безопасность | | как следствие, |

| правоохранительных | ---------------- | снижение |

| органов | / | жизненного уровня |

---------------------- / --------------------------------------------- / -----------------------

| Коррупция |/ | Развитие теневой |---------------------- | экономики |

-----------------------

В этой связи заслуживает внимания то обстоятельство, что общественная безопасность может быть обеспечена не только государственными структурами, но и органами самоуправления, которым предоставлено право по созданию муниципальной милиции. В свое время данным правом воспользовался город Бишкек и опыт по созданию муниципальной милиции уже имеется. В этой связи необходимо его изучение и распространение на соответствующие территории.

Основной сферой компетенции муниципальной милиции должна стать охрана общественного порядка через проведение профилактических мер по предупреждению правонарушений, борьба с административными правонарушениями, в том числе с нарушениями правовых актов органов местного самоуправления, а также с правонарушениями, отнесенными к компетенции судов аксакалов.

В структуру муниципальных органов охраны правопорядка могли бы войти добровольные народные дружины (ДНД), кырк-чоро и др.

Неотъемлемым условием для создания определенной безопасности является участие и поддержка самого населения. Без его активной роли в укреплении правопорядка и профилактике правонарушений на территории создать обстановку спокойствия представляется достаточно трудным. В этой связи необходимо шире привлекать жителей кварталов, микрорайонов к работе по своевременному оповещению правоохранительных структур о состоявшихся и планируемых правонарушениях и преступлениях путем определенного стимулирования такой деятельности.

2.5. Экологическая безопасность

При оценке экологической ситуации в малых городах и поселках городского типа следует выделить два фактора, определяющих степень экологического риска:

- антропогенное воздействие на окружающую среду;

- природные катаклизмы.

Причем, как показывают исследования, зачастую эти два фактора не только взаимосвязаны, но взаимообусловлены.

Практически вся антропогенная нагрузка приходится на города и поселки городского типа. Это обстоятельство, а также неразумная хозяйственная деятельность, явившаяся следствием ресурсно-затратной, административной экономики, серьезно ухудшили экологическое состояние на городских территориях и в целом по республике и по ряду индикаторов оно характеризуется кризисными явлениями, грозящими перерасти в необратимые процессы.

Так, уничтожение городской флоры и фауны часто приводит к различным стихийным бедствиям, таким как паводки, сели, оползни и др., непосредственно влияющими на жизнедеятельность человека.

Взаимовоздействие природы и человека

----------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------

|- сели, паводки,|- уничтожение фаунs|

| наводнения, оползни;| ----------- | и флоры; |

|- истощение природных | -->| Человек |--- |- загрязнение окружающей|

| ресурсов; | | ----------- | | среды; |

|- отрицательная | | | |- вредное производство; |

| санитарно-эпидемиоло- | | ----------- | |- износ хвостохранилищ; |

| гическая ситуация, | ---| Природа |<-- |- отсутствие очистных |

| приводящая к повышению| ----------- | сооружений и |

| заболеваемости и | | канализаций |

| смертности | --------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Неблагоприятную в целом экологическую обстановку в малых городах усугубляют экономические проблемы, провоцирующие население на интенсивное использование природных ресурсов (загрязнение и уничтожение окружающей среды и т.д.), приводящее по принципу замкнутого круга к еще большему ухудшению экологической обстановки.

Учитывая эту взаимосвязь, этим населенным пунктам следует добиваться создания экосбалансированных систем и переходить к долгосрочному экологически ориентированному городскому планированию.

В связи с этим в каждом городе и поселке следует сформировать банк основных экологических проблем и построить алгоритм их решения.

Основные проблемы экологического характера, которые сегодня существуют в городах, и возможные пути их решения отражены в нижеприведенной таблице.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| Проблема | Решение |

|--------------------------------------------------------|-----------------------------------------------------------|

| Выброс газов в атмосферу | Разработка экологически чистых |

|(производства, индивидуальные | технологий производства. Создание |

|домостроения, автотранспортные | защитных зеленых полос |

|средства) | |

|--------------------------------------------------------|-----------------------------------------------------------|

|Сливы в водоемы и почву |Очистные сооружения |

|--------------------------------------------------------|-----------------------------------------------------------|

|Твердые отходы производства |Утилизация и захоронение отходов |

|--------------------------------------------------------|-----------------------------------------------------------|

|Радиоактивные отходы | Укрепление хвостохранилищ, |

| | переработка отходов |

|--------------------------------------------------------|-----------------------------------------------------------|

| Мусор | Мусороперерабатывающие системы. |

| | Службы уборки мусора |

|--------------------------------------------------------|-----------------------------------------------------------|

|Техногенное воздействие на | Ужесточение требований в |

|городскую флору и фауну | законодательстве |

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вместе с тем, решение данных проблем тесно связано с экономическим состоянием территорий, которое в настоящее время недостаточно эффективно развито.

Улучшение экологической ситуации в целом является государственной задачей, в то же время местные органы власти должны совместно с государственными и общественными структурами наладить систему экологического мониторинга, которая ложилась бы в основу государственной экологической политики.

2.6. Преодоление внутренней изоляции и развитие информационных технологий

Уровень развития информатизации характеризует в современном мире уровень развития государства. Без мощной информационной инфраструктуры невозможно создать современный цивилизованный рынок товаров и услуг, обеспечить решение задач социальной сферы, войти в мировое сообщество в качестве полноценного партнера.

Преодоление внутренней изоляции и развитие информационных технологий в малых городах осуществляется в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 ноября 2001 года N 697 Программой развития информационно-коммуникационных технологий в Кыргызской Республике.

Важное место в стратегии развития малых городов должно занять ускорение процесса внедрения высоких технологий передачи и обработки информации, расширения информационного рынка, комплексного развития информационной инфраструктуры преодоления внутренней изоляции.

Эти процессы необходимы, поскольку они дают возможность значительно повысить эффективность управления городским хозяйством и качественно улучшить инвестиционный потенциал.

Наиболее интересным следствием внедрения новых телекоммуникационных технологий является не простое распространение информации, но резкое усиление внутригородских и международных коммуникаций и локально-ориентированных проектов. Это бы позволило малым городам республики преодолеть внутреннюю изоляцию и успешнее решать городские проблемы путем расширения экономических возможностей.

3. Стратегия развития малых городов

Продолжением региональной политики, направленной на выравнивание уровня жизни населения на основе устойчивого экономического роста, развитие и жизнедеятельность малых городов и поселков городского типа является наращивание объемов промышленного производства на базе действующих производственных мощностей, перепрофилирования производств, организации малых и частных предприятий, развития малого и среднего предпринимательства, создания фермерских, подсобных хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции и ее переработке.

Основными перспективными направлениями социально-экономического развития являются:

в промышленности:

- создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства за счет передачи неиспользуемых производственных помещений, оборудования и других основных фондов субъектам малого и среднего предпринимательства, сокращения числа лицензируемых видов деятельности;

- комплексная реструктуризация долгов промышленных предприятий, снижение и ликвидация неплатежей между хозяйствующими субъектами;

- повышение финансовой дисциплины промышленных предприятий, более радикальное применение процедуры банкротства как инструмента повышения финансовой дисциплины;

- открытие индустриально-кредитного банка, способного предоставлять кредитные ресурсы для предприятий под конкретные проекты;

- совершенствование законодательной базы, создающей условия для стимулирования производства, привлечения инвестиций, повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, развития предпринимательской среды;

в развитии малого и среднего бизнеса:

Основным направлением государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства будет дальнейшее упрощение системы кредитования, регистрации, контроля и налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса путем:

- снятия существующих административных барьеров на пути торговых потоков внутри республики;

- обеспечения доступа к кредитным ресурсам;

- совершенствования нормативно-законодательной базы;

- расширение перечня видов предпринимательской деятельности, осуществляемых на патентной основе.

в сфере приватизации:

Приоритетными задачами малых городов в области преобразования и управления государственной собственности являются:

- выработка мер по ускорению приватизации объектов;

- защита прав собственников, обеспечение эффективной системы регистрации имущественных прав;

- стимулирование продажи имущества и государственных пакетов акций ряда акционерных обществ, приостановивших свою деятельность;

в сельском хозяйстве:

Малые города и поселки городского типа формировались как центры по добыче полиметаллов, освоению гидроэнергетических ресурсов, добыче золота, сурьмы, каменного угля, цемента, машиностроительного производства и были отдалены от зоны сельскохозяйственного производства, не располагали пахотными землями, пригодными для посева сельскохозяйственных культур.

В перспективе в малых городах и поселках городского типа необходимо:

- в целях самообеспечения сельхозпродукцией развивать фермерские, подсобные хозяйства, организовывать мини-производства, ориентированные на местное сырье;

- осуществлять передачу земель, находящихся в границах территорий, в городскую собственность, за исключением земельных участков, находящихся в частной собственности, или на которых расположены объекты, находящиеся в государственной собственности;

в бюджетных отношениях:

- в целях заинтересованности малых городов в повышении доходной части бюджета, возможно введение системы льготного налогообложения. Причем, система льгот для каждого города должна зависеть от экономического потенциала и сложности возникающих проблем. Необходим также пересмотр структуры бюджета малого города с учетом специфики деятельности органов управления;

- совершенствование финансово-бюджетного законодательства должно быть направлено на преодоление существующего разрыва между объемом полномочий, закрепленных за городскими органами, и их финансовым и материальным обеспечением;

- создание рынка недвижимости и инвестиционной политики на базе объектов коммунальной собственности.

Таким образом, необходимо правовое регулирование для создания юридических гарантий организационной, финансовой и экономической самостоятельности малых городов и поселков городского типа;

в социальной сфере:

в образовании:

- обеспечение доступности обучающихся через сохранение и развитие сети дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, детских домов, школ-интернатов всех типов;

- повышение эффективности и качества образования;

- обеспечение учащихся учебниками и учебно-методической литературой;

- сохранение и укрепление материальной базы учебных заведений;

- внедрение дистанционного обучения;

в здравоохранении:

- улучшение медицинского обслуживания населения малых городов и поселков городского типа;

- усиление санитарно-просветительской работы среди населения малых городов и поселков городского типа по формированию здорового образа жизни и развитию физической культуры, организации частных медицинских учреждений;

- развитие системы обязательного медицинского страхования, усовершенствование охраны материнства и детства, планирования семьи, медико-социального патронажа;

в сфере социальной защиты населения:

- возможность предоставления дополнительных прав местным органам власти по оптимизации стимулирующих мер тем организациям и предприятиям, которые способствуют созданию новых рабочих мест, активизируют попечительскую деятельность и т.д.;

- развитие системы кредитных союзов, микрокредитования как индивидуальных, так и на условиях кооперации, используя бизнес-инкубационные и иные образовательные методы, а также различные формы поощрения;

- аккумулирование средств в Социальный фонд, Фонд занятости населения и т.д. на местах.

4. Механизм выполнения и источники финансирования

Ранее принятые программы развития малых городов и поселков городского типа по цели, основным задачам и решению проблем развития перекликаются с принятыми государственными программами социально-экономического развития регионов, депрессивных территорий.

Большинство мероприятий, предусмотренных ранее принятыми программами развития малых городов, не выполнены из-за недостаточного финансирования.

В связи с этим следует коренным образом пересмотреть механизм выполнения программ, добиваться переориентации их на принцип мобилизации и концентрации внутреннего потенциала с предоставлением полной самостоятельности органам управления городов в выборе средств и путей реализации.

Источниками финансирования программ развития данных населенных пунктов можно выделить три основные направления:

I. Финансирование из государственного бюджета

Перечень мероприятий по реализации основных направлений программ развития финансируется из республиканского и местного бюджетов с определением очередности выполнения.

II. Привлечение инвестиций различных международных программ, проектов грантов и ориентация их на развитие малых городов и поселков городского типа

Этот подход предполагает вовлечение в процесс поиска инвесторов, различных общественных организаций, заинтересованных в выполнении программ.

III. Мобилизация внутреннего потенциала городских сообществ

Необходимо разработать местную программу, которая предполагает включение в состав рабочих групп и групп реализации программ местного экономического и инфраструктурного развития, помимо государственных и муниципальных должностных лиц, местных предпринимателей, представителей общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления. Целесообразно также создать из числа этих лиц советы по местному экономическому развитию, которые будут стремиться к выполнению этих программ. Данное направление является ключевым в деле развития малых городов и может существенно изменить представление о движущих силах выполнения программы.

Обобщенно приоритеты развития малых городов и поселков городского типа, а также участников этого процесса можно представить матрицей Вульфенсона.

Матрица развития малых городов и поселков

городского типа Кыргызской Республики

-----------------------------------------------------------------------

| Аспекты | Приоритеты |Цент- |Мест-|Пред-|Общест-|До-|Част-|

| развития | развития |раль- |ные |при- | венные |но-|ные |

| | |ные |орга- |нима-|орга- |ры |ин- |

| | | |ны |тели |ны | |





Все материалы ...

Наверх

Увеличить изображение
  Ассоциация городов КР награждена совместным дипломом ООН-ХАБИТАТ и Всемирной организации "Объединенные города и местные власти"
  Международная программа "Информационная сеть местных органов власти - LOGIN"
www.logincee.org Материалы ЛОГИН

О проекте ЛОГИН ( русс., кырг.)
Законодательство
Библиотека
  Децентрализация в Кыргызской Республике
21.04.2008  Сравнительная таблица по проекту Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении и местной государственной администрации»

17.03.2008  Указ Президента Кыргызской Респулики о проведении пилотного проекта по передаче органам местного самоуправления функций администрирования местных налогов и сборов, общегосударственных налогов,полностью поступающих в местные бюджеты от 1 августа 2007 года

Все материалы ...
  Аналитика
29.04.2008  Б. Асанакунов, "Местное самоуправление в Кыргызстане через призму Европейской Хартии местного самоуправления".

03.04.2008  Л.Павлович, "Местная власть: кому она всласть?"

28.03.2008  Б. Асанакунов, "Местное самоуправление: опыт Японии"

Все материалы ...
  Муниципальные финансы и межбюджетные отношения
29.03.2008  А.О.Кожошев, К.Б.Шадыбеков, "Основы местного самоуправления Кыргызской Республики. Словарь терминов"

04.10.2007  Аналитическая записка по формированию местного бюджета в новых условиях межбюджетных отношений

Все материалы ...
  Муниципальная собственность и городское хозяйство
25.11.2007  «Существующие проблемы отрасли ЖКХ и предлагаемые Ассоциацией городов КР меры по их решению»

04.05.2007  Замечания и предложения Ассоциации городов КР на проект Закона КР «Об обращении с муниципальными отходами на городских и иных территориях Кыргызской Республики»

Все материалы ...
  Проекты нормативных правовых актов
17.04.2008  Проект Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении и местной государственной администрации"

18.01.2008  Проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Законы «Об основных принципах бюджетного права» и «О финансово-экономических основах местного самоуправления»"

Все материалы ...
  Консультации
09.03.2007  Какой порядок предоставления и выдачи бюджетной ссуды айыл окмотам?

09.03.2007  Правомочны ли айыл окмоту создавать внебюджетные фонды?

09.03.2007  Предусмотрено ли в Республиканском бюджете на 2007 год финансирование на горячее питание ученикам 1-4 классов сельских общеобразовательных школ?

Все материалы ...


На главную  :: Контакты  :: Руководители городов  :: On-line консультации
2006-2008 (c) Copyright. Разработано ESMO Art Дизайнер-разработчик Храмков А.А.
Фонд Евразия
Фонд «Сорос-Кыргызстан»
The United Nations Development Programme
Открытый Кыргызстан
Local Government and Public Service Reform Initiative
Институт стратегического развития муниципальных образований «Малые города»
УРБАН ИНСТИТУТ
United Cities and Local Governments
портал государственных услуг
Агентство развития и инвестирования сообществ
Законодательство Кыргызской Республики
Сайт Госсанэпидемнадзора