25.11.2007
«Существующие проблемы отрасли ЖКХ и предлагаемые Ассоциацией городов КР меры по их решению» Государственная политика демонополизации сферы услуг в начале 90-х годов прошлого столетия и кардинальное изменение форм собственнности на жилье привели к тому, что Законом Кыргызской Республики «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», функции жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, организация функционирования и развитие жизнеобеспечения территории, отнесены к органам местного самоуправления.
Изменившаяся форма собственности на жилье, прекращение с 1994 года выделения бюджетных ассигнований из республиканского бюджета на ремонт и восстановление привели к ускоренному старению жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, резко обострили проблему его сохранности. Органы местного самоуправления, в силу ограниченности средств из местного бюджета, не смогли должным образом поддерживать местную коммунальную инфраструктуру и оказывать соотвествующие услуги населению. И как результат - рост материальных затрат, снижение качества предоставляемых услуг населению. Физический и моральный износ оборудования, инженерных сетей и коммуникаций на отдельных объектах достигла более 70 процентов. Увеличение дебиторской и кредиторской задолженности в огромных размерах отрицательно отражается на финансовом состоянии коммунальных предприятий и практически довели их до банкротства.
До настоящего времени не принят новый Жилищный Кодекс, действующий Жилищный Кодекс советских времен с внесенными незначительными изменениями и дополнениями не соответствует сегодняшним реалиям. Принятые в республике законодательные акты в основном касаются процедур договорных отношений потребителей с поставщиками коммунальных услуг, а также товариществ собственников жилья.
Одобренная Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 августа 1998 года N 520 «Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства на период 1998-2005 годы» не решила в полной мере поставленных целей, так как обозначенные мероприятия не были обеспечены финансовыми и материальными средствами, а также не был отработан механизм его реализации.
И хотя в республике проводились некоторые преобразования, ресурс относительной устойчивости системы ЖКХ, позволявший осуществлять стратегию ее постепенного преобразования, неуклонно снижается и достиг практически нуля. Чрезвычайно актуальной становится задача интенсификации хода реформы ЖКХ и повышения ее результативности.
Проведение со стороны государственных органов власти и органов местного самоуправления действенных мер в жилищно-коммунальном секторе в Кыргызстане должна стать одним из важнейших направлений социально-экономического развития страны. Учитывая исключительную важность предоставления коммунальных услуг населению, как одной из основных функций органов местного самоуправления, назрела необходимость выработки социальных, экономических и организационных факторов жилищно-коммунальной реформы, механизмов взаимодействия местного самоуправления с поставщиками услуг в интересах населения. Все это позволило бы определить дальнейшие шаги в этом направлении и выработать ряд конкретных мероприятий.
В первую очередь, это разработка главных направлений технического развития жилищно-коммунального хозяйства, привлечение инвестиций и кредитных ресурсов в развитие отрасли, реализация инновационных проектов, способствующих внедрению прогрессивных технологий, оборудования и средств механизации, обобщение и распространение передового опыта в организациях жилищно-коммунального хозяйства в городах и поселках.
Необходимо осуществление тарифной и ценовой политики при планировании, финансировании и ценообразовании в жилищно-коммунальном хозяйстве, систематически проводить технико-экономический анализ формирования затрат на производство работ и оказываемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Оказать органам местного самоуправления, организациям жилищно-коммунального хозяйства методическую и методологическую поддержку по вопросам реализации государственной и местной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как известно, в настоящее время теми или иными вопросами жилищно-коммунального хозяйства в республике в равной степени занимаются Госархстрой, Госагентство по делам МСУ, Минсоцтруд, однако единого государственного органа, который бы проводил государственную политику и координировал деятельность отраслевых и территориальных органов государственной власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ, нет.
Несколько слов о Государственном союзе предприятий, организаций, объединений (управлений) и ассоциаций жилищно-коммунального хозяйства Кыргызской Республики -Кыргызжилкоммунсоюзе.
В соответствии с Постановлением Правительства КР, который издан еще 20 июня 1996 года за N 274 было утверждено Положение о Государственном союзе предприятий, организаций, объединений (управлений) и ассоциаций жилищно-коммунального хозяйства Кыргызской Республики - Кыргызжилкоммунсоюзе.
В соответствии с этим Положением (пункт 5), Кыргызжилкоммунсоюз является органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности отраслей жилищно-коммунального хозяйства Кыргызской Республики (жилищный фонд, теплоэнергетика, водообеспечение и водоотведение, внешнее благоустройство городов и районных центров республики, банно-прачечное и гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание населения и др.), а также подрядных специализированных ремонтно-строительных организаций, выполняющих пуско-наладочные, ремонтные работы водопроводно-канализационного, лифтового хозяйства республики, котельных, тепловых сетей, спецкомбината, проектного института "Кыргызкоммунпроект", оздоровительных учреждений и других субъектов хозяйствования, обеспечивающих функционирование систем жизнеобеспечения населения. Кыргызжилкоммунсоюз является "естественным" монополистом по теплоэнергетике, водообеспечению и водоотведению, имеет все полномочия по развитию, хозяйственному ведению и оперативному управлению коммунальными предприятиями водопроводно-канализационного, теплоэнергетического хозяйства республики.
Прежде чем определить степень участия Кыргызжилкоммунсоюза в оказании некоторых коммунальных услуг населению, необходимо отметить, что за период с 1995 по 2001 год, города, поселки и села были переведены на местное самоуправление. Законодательно функции предоставления коммунальных услуг были отнесены к органам местного самоуправления, а коммунальная инфраструктура (за исключением коммунальной теплоэнергетики) передана в муниципальную собственность. Из всего перечня вышеперечисленных деятельностей Кыргызжилкоммунсоюза, на сегодняшний день в его ведении остались лишь местная теплоэнергетика и несколько водопроводных хозяйств.
Таким образом, Кыргызжилкомунсоюз не является органом исполнительной власти и по своей природе не может им быть, так как является негосударственной организацией. Входящие в состав Кыргызжилкоммунсоюза предприятия не являются государственными организациями.
С переводом объектов жилищного и коммунального хозяйства (за исключением котельных хозяйств) в муниципальную собственность единой отрасли жилищно-коммунального хозяйства в Кыргызской Республике не стало. По этой причине Кыргызжилкоммунсоюз также не может считаться естественным монополистом отрасли.
В соответствии с Законом КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», общественным организациям (Кыргызжилкоммунсоюз является негосударственной общественной организацией) не могут делегироваться государственные полномочия.
С учетом вышеизложенного, необходимо внести некоторые изменения во взаимоотношениях государственных органов с Кыргызжилкоммунсоюзом, с учетом происшедших структурных изменений. Государственные полномочия, переданные Кыргызжилкоммунсоюзу, должны быть пересмотрены; они должны строиться на новых принципах и базироваться на существующей законодательной базе.
Проводить государственную политику в сфере ЖКХ, решать существующие проблемы и координировать деятельность отраслевых и территориальных органов государственной власти и местного самоуправления в предоставлении коммунальных услуг населению должен конкретный государственный орган при Правительстве республики.
Все материалы ...
|