Б. Асанакунов,
исполнительный директор
Ассоциации городов Кыргызстана
Рекомендации по реформированию управления жилищным фондом в Кыргызстане.
(краткие тезисы).
Одной из основных социальных проблем, которая была и остается в центре внимания муниципальных властей, является жилищная проблема. Необходимо закрепить основной принцип жилищной политики – осуществление взвешенного перехода жилищной сферы на рыночные принципы при значительном усилении мер социальной поддержки низкодоходных семей по гарантированному обеспечению условий проживания на уровне социальных стандартов.
В настоящее время в местных бюджетах ощущается острая нехватка средств, необходимых для поддержания финансирования ЖКХ на прежнем уровне. Ресурс относительной устойчивости системы, позволявший осуществлять стратегию ее постепенного преобразования, неуклонно снижается и достиг практически нуля. Чрезвычайно актуальной становится задача интенсификации хода реформы и повышения ее результативности.
Предстоящие реформы в сфере жилищного хозяйства должны быть направлены, в первую очередь, на потребителя услуг – жителя многоквартирного дома.
Меры, которые необходимо осуществить в ближайшее время:
Услуги должны быть соизмеримы с тарифами.
1. Получение достаточно полных сооизмеримых с тарифами качественных услуг эксплуатации жилья.
Эксплуатирующая организация, независимо от формы собственности, самостоятельно устанавливает тарифы с каждым домом, с каждым квартиросъемщиком индивидуально, но не больше установленного городским кенешем минимального размера оплаты эксплуатации жилья (например, 0,75 тыйын с квадратного метра).
2. Тариф складывается из расходов, которые несет эксплуатирующая организация, из самого необходимого перечня услуг. Перечень услуг отражается в индивидуальном Договоре с каждым квартиросъемщиком. Дополнительные виды услуг (например, уборка подъездов, установка замков на входные двери или текущие ремонты подъездов и мест общего пользования) оплачиваются квартиросъемщиками отдельно по договоренности. Накопление финансовых средств может быть разовым или поэтапным в течение нескольких месяцев или годов.
3. Формы и условия договоров на предоставление жилищных услуг должны составляться с участием общественности. Это позволит внести в Договор положения, регламентирующие порядок снижения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при нарушении режима их предоставления и отклонении от нормативных показателей качества.
Необходимо разработать сами показатели или стандарты качества жилищно-коммунальных услуг, Перечень, состав и периодичность выполнения работ по санитарному содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда и другие.
О единых пунктах приема платежей
4. Необходимо избавить жителей, особенно крупных городов, от хождений в разные организации по оплате за коммунальные услуги. Сосредоточить оплату за коммунальные услуги в 1-2 местах, включая и офисы домоуправлений. Для удобства организаций и потребителей услуг и ускоренного прохождения платежей разработать и применить систему электронных платежей.
О тарифной политике
5. Особого внимания заслуживает проведение разумной сбалансированной тарифной политики. Для муниципальных властей, как правило, наиболее серьезным последствием повышения тарифов для населения являются неизбежный рост неплатежей и для многих руководителей эта проблема становится весьма серьезным аргументом против очередного повышения тарифов.
Более того, подобная практика все равно рано или поздно (например, по мере разрастания кризиса местного бюджета, или из-за отсутствия средств на модернизацию городской инфраструктуры) приведет к очередному, но уже “обвальному” росту тарифов. Понятно, что в условиях низкого уровня жизни населения одномоментный значительный рост платежей за жилищно-коммунальные услуги лишь увеличивает вероятность проявления социального протеста.
Имеющийся опыт показывает, что намеренное сдерживание местными властями роста тарифов на жилье и коммунальные услуги в условиях на практике-недостатка бюджетных средств и увеличения доли неплатежей, приводит лишь к ухудшению качества услуг.
О социальной защите населения
6. Серьезная подготовительная работа в сочетании с продуманным и хорошо организованным механизмом социальной защиты населения, а также эффективными усилиями по снижению неоправданных затрат предприятий-монополистов и совершенствованию тарифной политики, позволяют относительно безболезненно осуществить процесс повышения коммунальных платежей. Политику выделения жилищных субсидий малообеспеченным слоям населения необходимо и дальше укреплять. Бишкекский Центр жилищных субсидий - единственный орган подобного рода в Кыргызстане.
О товариществах собственников жилья
7. Оказываемая населению помощь в организации подготовки управляющих домами, упрощение процедуры регистрации товариществ собственников жилья, закрепления за товариществами придомовых земельных участков, с гарантированным бесплатным порядком оформления земельных участков, а также обязательство муниципалитетов осуществить ремонт дома до передачи его на баланс жителям стимулирует граждан к объединению усилий в рамках товариществ собственников жилья
Возможности финансирования ЖКХ
8. Необходимо предусмотреть в местном бюджете финансовые средства, предназначенные на проведение восстановительных или ремонтных работ жилых домов, наподобие республиканских долевых стимулирующих грантов, в пропорции 50:50. При условии подготовленного обоснованного проекта по выполнению ремонтных работ и накопления со стороны жителей 50% стоимости работ, мэрия может рассмотреть возможность софинсирования остальных 50%. Решение должна принимать соответствующая городская комиссия. Источником средств на финансирование жилищно-коммунальной сферы мог бы выступить один из видов местных налогов, например, предстоящий ввод налога на недвижимость..
Проблема компенсации расходов льготников по оплате за коммунальные услуги
9. По-прежнему остается проблема компенсации дополнительных расходов на содержание жилищно-коммунальной сферы в связи с существованием льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных законами для отдельных категорий граждан. Необходимо разработать механизм компенсации расходов местных бюджетов по оплате этих льгот, обеспечивающий гарантированное поступление средств на эти цели из республиканского бюджета.
Проблема борьбы с неплатежами
10. Просроченная задолженность остается основной проблемой ЖКХ.
Для успешной реализации реформы ЖКХ требуется разработка законодательно обеспеченных мер ответственности за задержку коммунальных платежей. В отношении злостных неплательщиков необходимо применять механизм судебного решения вопроса уплаты долгов, с использованием процедуры ареста и принудительной продажи недвижимого имущества юридических и физических лиц. С целью недопущения подобных крайних мер воздействия, органу местного самоуправления следует наладить работу и оказывать помощь малообеспеченным гражданам по переселению в менее дорогое жилье.
Другим альтернативным способом возмещения задолженностей населения по платежам за жилищно-коммунальные услуги могут быть работы по месту жительства по санитарному содержанию жилых зданий и придомовых территорий. При этом определяется объем работ и стоимость, возможные сроки выполнения и количество исполнителей с последующим оформлением зачета вознаграждения за выполненные работы в счет погашения задолженности. С гражданином - задолжником заключается срочный трудовой договор на срок до 2 месяцев.
О развитии конкуренции при предоставлении жилищных услуг
11. В условиях рыночных отношений высокий уровень обслуживания многоквартирным жилищным фондом должен достигаться в процессе развития конкурентного управления жилищной недвижимостью. Создание оптимальной схемы управления жилищным фондом означает для собственника возможность выбора той организации, которая в пределах заданных финансовых ресурсов обеспечит наилучшее содержание жилищного фонда и предоставление качественных услуг. Развитие эффективных договорных отношений поможет снять многие субъективные ограничения, сдерживающие приход других частных предпринимателей для оказания услуг.
Положение о порядке конкурсного отбора подрядчиков и пользователей на обслуживание, эксплуатацию и содержание объектов муниципальной собственности, утвержденное Постановлением мэрии города Бишкек от 8 апреля 1998 года, № 225, вполне можно применить в республике в отношении конкурсного отбора эксплуатирующей организации жилищного сектора.
О концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
12. Учитывая, что предложенные меры по реформированию ЖКХ носят временной характер, необходимо разработать новую Концепцию реформирования ЖКХ на краткосрочную перспективу (2007 - 2008 годы). Существует проект Жилищного кодекса. Необходимо обсуждение проекта нового Жилищного Кодекса с участием всех секторов гражданского общества и его скорейшее принятие, так как старый Жилищный Кодекс середины 60-х годов значительно устарел.