25 июля 2005г. г.Бишкек
Рекомендации Ассоциации городов КР
по улучшению предоставления коммунальных услуг
в городе Бишкек
В последнее время серьезную озабоченность в городе Бишкек вызывают обострившиеся проблемы представления жилищно-коммунальных услуг. Участившиеся нарекания со стороны горожан на качество предоставления коммунальных услуг, итоги недавних проведенных круглых столов по вопросам жилищного и коммунального обслуживания населения вынудили городские власти пересмотреть свое отношение к городскому хозяйству и принять меры, чтобы изменить ситуацию в этой области.
Оказание услуг жизнеобеспечения населению, каковым является жилищно-коммунальное хозяйство, в соответствии с законодательством республики, относится к ключевым вопросам «дел местного значения» и социально-экономической политики города.
Таким образом, предстоящая реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в городе Бишкек. Указанные направления отражены в Стратегии развития города Бишкек на 2005-2008 годы.
Учитывая исключительную важность данного направления реформ и. о. мэра города Бишкек А. Салымбековым 20 июля 2005 года издано Распоряжение об образовании рабочей комиссии из числа экспертов в области ЖКХ. Комиссии надлежит подготовить предложения по реорганизации структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством города, а также по улучшению системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города в целом.
Предлагаемые рекомендации по улучшению предоставления коммунальных услуг.
Существующая городская система управления ЖКХ, которая была внедрена городскими властями в 2000 году, базировавшаяся на переносе тяжести предоставления коммунальных услуг от специализированных организаций к централизованным коммунальным структурам на базе районных комбинатов благоустройства, не смогла адаптироваться к существующим условиям, и не решила поставленные задачи. О причинах и неудачах нет надобности останавливаться. Важно то, что все эксперты сходятся во мнении в одном: существующая система не может оставаться без изменения, нужны кардинальные меры.
Какие меры необходимы предпринять в городском хозяйстве?
О структуре управления жилищно-коммунальным хозяйством города.
1. Необходимо изменить существующую структуру управления жилищно-коммунальным хозяйством города. Вернуться к специализированным организациям, вычленив их из состава районных комбинатов благоустройства. Предприятия «Горсвет», Спецавтобаза по вывозу твердых бытовых отходов, Единое предприятие по ремонту и содержанию городских автодорог « Бишкекдорремонт», «Горводхоз», «Гороформление», районные комбинаты благоустройства, «Бишкекзеленстрой», Мээнет-сервис, Комбинат по оказанию ритуальных услуг, Муниципальное предприятие «Асфальтобетонный завод», лечебно-оздоровительный комплекс «Жыргал», наряду с «Бишкекгорводоканал», «Бишкектеплокоммунэнерго», будучи достаточно самостоятельными муниципальными предприятиями, входят в систему муниципальных организаций жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) города.
2. Для координации работ организаций ЖКХ, проведения городской политики, формирования и организации работ, связанный с муниципальным заказом, методологического обеспечения, создать специализированный городской орган с достаточно широкими полномочиями, включая кадровые и финансовые вопросы или существующий Департамент жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса необходимо реорганизовать.
Необходимо в каждой организации утвердить новые Положения об унитарных муниципальных предприятиях и зарегистрировать их в министерстве юстиции.
Финансирование текущих расходов с городского бюджета проводится напрямую. Капитальные расходы на конкретные виды работ финансируются через муниципальный заказ.
3. За районными комбинатами благоустройства оставить управление твердыми бытовыми отходами, включая уборку мест общего пользования, сбор и вывоз мусора. Эти услуги должны финансироваться через районы.
В работах по благоустройству территорий комбинаты благоустройства участвуют на равных условиях с другими организациями через муниципальный заказ, или в соответствии с Положением о порядке конкурсного отбора подрядчиков и пользователей на обслуживание, эксплуатацию и содержание объектов муниципальной собственности, утвержденный Постановлением мэрии от 8 апреля 1998 года, № 225.
Со временем, вывоз мусора тоже должен осуществляться через муниципальный заказ. На первых этапах к вывозу мусора с кварталов можно привлечь и не муниципальные организации. При этом за органом местного самоуправления остаются вопросы установления тарифов или сборов на вывоз мусора. Организацию сборов за вывоз мусора можно оставить за организациями, осуществляющие эти работы.
Такого рода ответственность за выполненные работы и обеспечение финансовыми средствами разных видов работ и услуг через разные источники финансирования позволит избежать такого положения, когда работы, например, по благоустройству общегородских территорий, ремонту дорожно-мостового хозяйства и. т. д. зачастую совмещаются с обеспечением населения коммунальными услугами. При этом нет четкого разграничения бюджетных средств по подотраслям, и финансирование из «общего котла» привело к тому, что были перераспределены средства и использованы не по назначению.
4. Определить порядок взаимоотношений между собственником объектов коммунального хозяйства – Комитетом по управлению муниципальным имуществом (КУМИ), специализированным городским коммунальным предприятием (например, Департаментом ЖКХ) и организациями предоставляющие услуги. Взаимодействия должны строиться на условиях Договора, при этом обязанности и ответственность должны быть четко разделены.
Условия Договора должны быть направлены на конкретизацию договорных отношений, предусматривающие процедуру анализа исполнения возложенных задач, реальную оценку объемов предоставляемых услуг, анализ тарифов и себестоимость предоставляемых услуг, возможность контроля за выполнением договорных обязательств. Оптимальная организация служб заказчика и грамотное использование практики договорных отношений дают возможность непосредственно влиять, с помощью экономических рычагов, на качество коммунального обслуживания населения.
Функции единого заказчика можно возложить на Департамент ЖКХ. Ранее предполагалось, что единым муниципальным заказчиком может выступать КУМИ.
5. КУМИ, как уполномоченный орган по управлению муниципальным имуществом, заключает Договора пользования, оперативного управления или пользования (в зависимости от назначения) муниципальным имуществом с Департаментом ЖКХ. Департамент, по условиям Договора, подотчетен перед КУМИ.
6. О структуре Департамента ЖКХ.
Реформирование управления жилищным фондом
Одной из основных социальных проблем, которая была и остается в центре внимания муниципальных властей, является жилищная проблема. Необходимо закрепить основной принцип жилищной политики – осуществление взвешенного перехода жилищной сферы на рыночные принципы при значительном усилении мер социальной поддержки низкодоходных семей по гарантированному обеспечению условий проживания на уровне социальных стандартов.
В настоящее время в местных бюджетах ощущается острая нехватка средств, необходимых для поддержания финансирования ЖКХ на прежнем уровне. Ресурс относительной устойчивости системы, позволявший осуществлять стратегию ее постепенного преобразования, неуклонно снижается и достиг практически нуля. Чрезвычайно актуальной становится задача интенсификации хода реформы и повышения ее результативности.
Предстоящие реформы в сфере жилищного хозяйства должны быть направлены, в первую очередь, на потребителя услуг – жителя многоквартирного дома.
Меры, которые необходимо осуществить в ближайшее время:
Услуги должны быть соизмеримы с тарифами
1. Получение достаточно полных сооизмеримых с тарифами качественных услуг эксплуатации жилья. Эксплуатирующая организация, независимо от формы собственности, самостоятельно устанавливает тарифы с каждым домом, с каждым квартиросъемщиком индивидуально, но не больше установленного городским кенешем минимального размера оплаты эксплуатации жилья (например, 0,75 тыйын с квадратного метра).
2. Тариф складывается из расходов, которые несет эксплуатирующая организация, из самого необходимого перечня услуг. Перечень услуг отражается в индивидуальном Договоре с каждым квартиросъемщиком. Дополнительные виды услуг (например, уборка подъездов, установка замков на входные двери или текущие ремонты подъездов и мест общего пользования) оплачиваются квартиросъемщиками отдельно по договоренности. Накопление финансовых средств может быть разовым или поэтапным в течение нескольких месяцев или годов.
3. Формы и условия договоров на предоставление жилищных услуг должны составляться с участием общественности. Это позволит внести в Договор положения, регламентирующие порядок снижения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при нарушении режима их предоставления и отклонении от нормативных показателей качества.
Необходимо разработать сами показатели или стандарты качества жилищно-коммунальных услуг, Перечень, состав и периодичность выполнения работ по санитарному содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда и другие. Ассоциация городов готова разработать эти Положения и представить их на утверждение мэру или городскому кенешу.
О единых пунктах приема платежей
4. Необходимо избавить жителей от хождений в разные организации по оплате за коммунальные услуги. Сосредоточить оплату за коммунальные услуги в 1-2 местах, включая и офисы домоуправлений. Для удобства организаций и потребителей услуг и ускоренного прохождения платежей применить систему электронных платежей.
О тарифной политике
5. Особого внимания заслуживает проведение разумной сбалансированной тарифной политики. Для муниципальных властей, как правило, наиболее серьезным последствием повышения тарифов для населения являются неизбежный рост неплатежей и для многих руководителей эта проблема становится весьма серьезным аргументом против очередного повышения тарифов.
Более того, подобная практика все равно рано или поздно (например, по мере разрастания кризиса местного бюджета, или из-за отсутствия средств на модернизацию городской инфраструктуры) приведет к очередному, но уже “обвальному” росту тарифов. Понятно, что в условиях низкого уровня жизни населения одномоментный значительный рост платежей за жилищно-коммунальные услуги лишь увеличивает вероятность проявления социального протеста.
Имеющийся опыт показывает, что намеренное сдерживание местными властями роста тарифов на жилье и коммунальные услуги в наусловиях недостатка бюджетных средств и увеличения доли неплатежей, практике приводит лишь к ухудшению качества услуг.
О социальной защите населения
6. Серьезная подготовительная работа в сочетании с продуманным и хорошо организованным механизмом социальной защиты населения, а также эффективными усилиями по снижению неоправданных затрат предприятий-монополистов и совершенствованию тарифной политики, позволяют относительно безболезненно осуществить процесс повышения коммунальных платежей. Политику выделения жилищных субсидий малообеспеченным слоям населения необходимо и дальше укреплять. Бишкекский Центр жилищных субсидий - единственный орган подобного рода в Кыргызстане.
О товариществах собственников жилья
7. Оказываемая населению помощь в организации подготовки управляющих домами, упрощение процедуры регистрации товариществ, закрепления за товариществами придомовых земельных участков, с гарантированным бесплатным порядком оформления земельных участков, а также обязательство муниципалитетов в некоторых случаях, осуществить ремонт дома до передачи его на баланс жителям стимулирует граждан к объединению усилий в рамках товариществ собственников жилья. В Бишкеке не получила должного внимания и поддержки Программа формирования кондоминиумов, несмотря на поручения государственных органов власти.
Возможности финансирования ЖКХ
8. Необходимо предусмотреть в местном бюджете финансовые средства, предназначенные на проведение восстановительных или ремонтных работ жилых домов, наподобие республиканских долевых стимулирующих грантов, в пропорции 50:50. При условии подготовленного обоснованного проекта по выполнению ремонтных работ и накопления со стороны жителей 50% стоимости работ, мэрия может рассмотреть возможность софинсирования остальных 50%. Решение должна принимать соответствующая городская комиссия. Источником средств на финансирование жилищно-коммунальной сферы мог бы выступить один из видов местных налогов, например, предстоящий ввод налога на недвижимость..
Проблема компенсации расходов льготников по оплате за коммунальные услуги
9. По-прежнему остается проблема компенсации дополнительных расходов на содержание жилищно-коммунальной сферы в связи с существованием льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных законами для отдельных категорий граждан. Необходимо разработать механизм компенсации расходов местных бюджетов по оплате этих льгот, обеспечивающий гарантированное поступление средств на эти цели из республиканского бюджета.
Проблема борьбы с неплатежами
10. Для успешной реализации реформы ЖКХ требуется разработка законодательно обеспеченных мер ответственности за задержку коммунальных платежей. В отношении злостных неплательщиков необходимо применять механизм судебного решения вопроса уплаты долгов, с использованием процедуры ареста и принудительной продажи недвижимого имущества юридических и физических лиц. С целью недопущения подобных крайних мер воздействия, органу местного самоуправления следует наладить работу и оказывать помощь малообеспеченным гражданам по переселению в менее дорогое жилье.
Другим альтернативным способом возмещения задолженностей населения по платежам за жилищно-коммунальные услуги могут быть работы по месту жительства по санитарному содержанию жилых зданий и придомовых территорий. При этом определяется объем работ и стоимость, возможные сроки выполнения и количество исполнителей с последующим оформлением зачета вознаграждения за выполненные работы в счет погашения задолженности. С гражданином - задолжником заключается срочный трудовой договор на срок до 2 месяцев.
О развитии конкуренции при предоставлении жилищных услуг
11. В условиях рыночных отношений высокий уровень обслуживания многоквартирным жилищным фондом должен достигаться в процессе развития конкурентного управления жилищной недвижимостью. Создание оптимальной схемы управления жилищным фондом означает для собственника возможность выбора той организации, которая в пределах заданных финансовых ресурсов обеспечит наилучшее содержание жилищного фонда и предоставление качественных услуг. Развитие эффективных договорных отношений поможет снять многие субъективные ограничения, сдерживающие приход других частных предпринимателей для оказания услуг.
Положение о порядке конкурсного отбора подрядчиков и пользователей на обслуживание, эксплуатацию и содержание объектов муниципальной собственности, утвержденное Постановлением мэрии от 8 апреля 1998 года, № 225, вполне можно применить в отношении конкурсного отбора эксплуатирующей организации жилищного сектора.
12. О концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Учитывая, что предложенные меры по реформированию ЖКХ носят временной характер, необходимо разработать Концепцию реформирования ЖКХ на краткосрочную перспективу (2005- 2006 годы), так как в Стратегии развития города Бишкек до 2008 года все меры предусмотрены.
Исполнительный директор
Ассоциации городов Кыргызстана Б. Асанакунов