Ирина Степкичева,
"Слово Кыргызстана", N 54,
20 мая 2008 года
Земля и налоги: пути решения спорных правоотношений
Проблемы юридических последствий неуплаты налога, несоблюдения некоторыми местными кенешами законодательства об установлении коэффициентов, дифференциации ставок налога на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, последующего узаконения принятых решений, которые в нарушение общепринятых требований не проходят государственную регистрацию в органах юстиции и не публикуются в СМИ, нарастают как снежный ком. Остановить данную тенденцию можно, лишь хорошо зная законы и неукоснительно их выполняя.
Мы постараемся раскрыть некоторые проблемы и предложить способы их решения путем ответов на ваши вопросы:
1. За два урожая плати дважды?
Налоговые работники требуют уплатить земельный налог в двойном размере, ссылаясь на то, что урожай снимается два раза в год. Правомерны ли их действия?
Неправомерны. Земельный налог начисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденных ставок земельного налога и не зависит от количества сборов урожая за один календарный год. Объектом налогообложения являются земельные участки (ст.174 Налогового кодекса), а основанием для установления и взимания земельного налога - акт на право пользования землей или другой документ, удостоверяющий право владения или пользования земельным участком, в котором указана площадь участка.
Пользователи земель сельскохозяйственного назначения самостоятельно исчисляют размер земельного налога, подлежащий уплате, и ежегодно не позднее 1 марта текущего года представляют в органы налоговой службы по месту своего нахождения расчет причитающегося налога. Годовая сумма земельного налога за право пользования сельскохозяйственными угодьями уплачивается землепользователями в размере 10 процентов - до 25 июня, в размере 35 процентов - до 25 сентября и в размере 55 процентов - до 25 декабря текущего года.
Существует законодательно закрепленный порядок исчисления и уплаты земельного налога. Действующее законодательство не содержит нормы о многократности взимания земельного налога на один объект в течение одного налогового года.
2. Участок под кошарой
Входят ли в состав земель несельскохозяйственного назначения земельные участки, занятые кошарами? Каков порядок взимания земельного налога с таких участков? Вправе ли местные кенеши устанавливать коэффициенты дифференциации налога?
Согласно Налоговому кодексу и Инструкции о порядке исчисления и уплаты земельного налога (утверждена постановлением Правительства КР от 17 марта 2000 года N 142), объектом налогообложения являются земельные участки, а основанием для установления и взимания земельного налога:
- акт на право пользования землей или другой документ, удостоверяющий право владения или пользования земельным участком;
- данные государственного количественного и качественного учета земель по состоянию на 1 января текущего года.
Основанием для установления и взимания земельного налога за пользование землями, занятыми кошарами, находящимися вне границ населенного пункта, является наличие вышеуказанных условий. Но возникает закономерный вопрос: в каком порядке и размере должен платить земельный налог пользователь земель, занятых кошарами, находящихся вне границ населенных пунктов?
Для ясности необходимо обратить внимание на следующие моменты земельного и налогового законодательства. Во-первых, согласно ст.72 ЗК КР, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Также в состав земель сельскохозяйственного назначения входят сельскохозяйственные угодья и земли, занятые постройками и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства.
Из этого можно сделать вывод, что земли, занятые кошарами, являются землями, занятыми постройками или сооружениями, необходимыми для нужд сельского хозяйства, и подпадают под категорию земель сельскохозяйственного назначения. И соответственно кошары входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, должны облагаться налогом как земли сельскохозяйственного назначения и используемые для сельскохозяйственного производства.
В законодательстве не оговаривается иное. Такая позиция прослеживается и в Инструкции о порядке исчисления и уплаты земельного налога, в которой прямо указано, что к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, предназначенные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
Во-вторых, ст.174 Налогового кодекса предусматривает, что объектом налогообложения являются земельные участки. Налогообложению подлежат сельскохозяйственные угодья и земли:
- населенных пунктов;
- промышленности, транспорта, связи, иного назначения, включая земли оборонного назначения;
- природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- лесного фонда;
- водного фонда;
- запаса.
Если рассматривать содержание данной нормы закона в узком смысле, то следует понимать, что объектом налогообложения являются только сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения. В широком смысле и в соответствии с другими нормами законодательства налогообложению подлежат, кроме сельскохозяйственных угодий, и земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в пределах черты населенных пунктов, так как, согласно инструкции, к землям сельских населенных пунктов относятся все земли, находящиеся в пределах черты, установленной для этих пунктов землеустроительными органами.
Следует подчеркнуть, что данное положение касается только земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пределах населенных пунктов. А в отношении земель, занятых постройками и сооружениями, необходимыми для нужд сельскохозяйственного производства, находящихся вне границ населенных пунктов, не определен такой порядок налогообложения.
Кроме этого, в соответствии со ст.177 Налогового кодекса базовые ставки земельного налога и порядок его уплаты принимаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики по представлению правительства ежегодно в виде специального закона. Так, Закон "О базовых ставках земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями, приусадебными и дачными земельными участками, землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения на 2005 год" от 23 марта 2005 года не определяет размер ставок земельного налога за пользование землями, занятыми постройками и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства, находящимися вне границы населенных пунктов, и не отсылает к другим нормам законодательства.
В-третьих, какие правовые основания изменять коэффициенты дифференциации земельного налога при исчислении налога за земли под кошарами, находящимися вне границ населенных пунктов, имеют местные кенеши? На этот вопрос дает однозначный ответ ст.7 Закона "О базовых ставках земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями, приусадебными и дачными земельными участками; землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения на 2005 год". Она гласит: "Базовые ставки земельного налога за пользование землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения дифференцируются с применением соответствующих коэффициентов воздействия на экологическую обстановку и функционального назначения". То есть коэффициенты воздействия на экологическую обстановку и функционального назначения могут быть изменены местными кенешами только с согласия Жогорку Кенеша.
Местными кенешами устанавливаются коэффициенты в зависимости от особенностей экономико-планировочных зон населенных пунктов.
Таким образом, коэффициенты для дифференцирования земельного налога устанавливаются за пользование землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения, а коэффициент для экономико-планировочных зон устанавливается в зависимости от особенностей экономико-планировочных зон населенных пунктов. Следовательно, земли, занятые кошарами, находящиеся вне границ населенных пунктов, не подпадают под эти категории земель, земли под кошарами входят в состав земель сельскохозяйственного назначения и должны облагаться налогами как земли сельскохозяйственного назначения.
3. Ответственность за просрочку
Какая ответственность предусмотрена за несвоевременную уплату земельного налога?
Если сумма налога не уплачена в установленные сроки, налогоплательщик должен уплатить проценты, причитающиеся по данной сумме за период со дня, следующего за установленным сроком уплаты налогов, по день фактической уплаты налога (ст.63 НК КР). В случае несвоевременной уплаты начисленной суммы налога на дату, указанную в уведомлении налоговых органов, налогоплательщик, согласно ст.64 Налогового кодекса, платит штраф в размере 5 процентов от неуплаченной суммы за каждый месяц, в течение которого неуплата имела место.
Кроме того, Земельным кодексом предусматривается ответственность за неуплату земельного налога в виде изъятия земельного участка. Так, в соответствии с п.5 ст.66 Земельного кодекса, земельный участок может быть изъят в случае невнесения земельного налога в течение сроков, установленных налоговым законодательством. Нормами статьи 179 Налогового кодекса установлены сроки уплаты земельного налога, согласно которым годовая сумма земельного налога за право пользования сельскохозяйственными угодьями уплачивается землепользователями в размере 10 процентов до 25 июня, в размере 35 процентов - до 25 сентября и в размере 55 процентов - до 25 декабря текущего года.
Напоминаем, что изъятие земельного участка является исключительной мерой прекращения права на земельный участок и применяется только судом после письменного предупреждения собственника земельного участка или землепользователя об устранении имеющегося нарушения, привлечения физического или юридического лица к административной ответственности (ст.65 ЗК КР).
4. Отказался добровольно
Какая процедура должна быть соблюдена в случае добровольного отказа лица от земельного участка сельскохозяйственного назначения, принадлежащего ему на праве частной собственности? Обязано ли это лицо платить земельный налог за пользование земельным участком за 2001-2003 гг., хотя фактически оно отказалось от него и не пользовалось им?
Согласно п.4 ст.62 Земельного кодекса, право на земельный участок прекращается в случае добровольного отказа собственника или землепользователя от права на земельный участок. Так как речь идет о недвижимости, то отказ от земельного участка должен быть выражен в письменном заявлении. Такое заявление должно быть подано соответствующему уполномоченному государственному органу, а также в местный орган Госрегистра (п.7.25 Практического руководства по государственной регистрации прав и обременении (ограничений) на недвижимое имущество).
Если земельный участок сельскохозяйственного назначения находится в общей долевой собственности семьи, то к заявлению необходимо приложить копии письменных отказов всех совершеннолетних членов семьи от своих долей. В то же время п.2 ст.280 ГК КР допускает отказ от имущества путем объявления об этом либо совершения других действий собственником, определенно свидетельствующих об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В целях выражения юридической определенности рекомендуем подавать письменные заявления о добровольном отказе. Настоятельно рекомендуем сохранить второй экземпляр с отметкой о принятии.
В то же время необходимо знать, что добровольный отказ собственника от права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения не является основанием для освобождения собственника от земельного налога и других обязательных платежей (ст.280 ГК КР), так как в соответствии с данной нормой отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до момента приобретения права собственности на данное имущество другим лицом.
Соответственно в этом случае целесообразней осуществить передачу земельного участка уполномоченному органу с последующей регистрацией перехода права. В связи с этим необходимо совершить следующие действия: собственник обращается в уполномоченный орган с заявлением об отказе от земельного участка и одновременно просит принять участок на баланс уполномоченного органа (кроме айыл окмоту, так как земельные участки сельскохозяйственного назначения могут находиться только в государственной и частной собственности).
Если уполномоченный орган отказывается принять земельный участок в свою собственность, то необходимо все таки подать (зарегистрировать) заявление о добровольном отказе от земельного участка в местный орган Госрегистра и уполномоченный государственный орган. С момента внесения изменений в регистрационную карточку на единицу недвижимости в регистрационном органе данный земельный участок будет считаться бесхозяйной вещью. По истечении трех лет со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять государственным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании этой вещи поступившей в государственную собственность.
При этом обязанность по уплате земельного налога и страховых платежей будет оставаться за прежним собственником до тех пор, пока данный земельный участок не обретет нового зарегистрированного собственника.
Еще одним вариантом избавления от земельного участка и бремени его содержания может быть как его безвозмездное отчуждение, так и возмездное другим лицам (например, смежникам). Также может быть заключен договор ренты или доверительного управления имуществом.