Г. Жалкубаев
Право внешней политики местного самоуправления.
Тема звучит, согласитесь, непривычно. Внешняя политика – удел государства , его первых лиц, депутатов, лидеров политических партий. Словом, понятие знакомое и особых вопросов не вызывает.
Однако, вопрос все же есть и вполне определенный : могут ли органы местного самоуправления быть субьектами - участниками внешней политики, могут ли разрабатывать и осуществлять «свою» внешнюю политику? Другими словами имеют ли (de jure) возможность (право) на ведение собственной внешней политики , или они (de facto) эту политику уже осуществляют ? А если это так, то при каких правовых условиях можно надеяться на ее успешную реализацию ?
Не стоит, уважаемый читатель, торопиться с ответом на вопросы. Поговорим для начала о «политике». Определений этого понятия существует великое множество и среди них есть одно, с которым, очевидно, все согласятся. Помня, естественно, историю становления политики, как явления.
Итак, политика – искусство государственного управления.
Термин «управление» включает в поле зрения управляющих и управляемых. В число управляемых «входит» и общество. Следовательно, политика , в изначальном смысле – воздействие государства на жизнедеятельность общества. Государство - субьект политики, субьект управления обществом. С этих позиций можно говорить о государственной политике как искусстве принятия, безошибочных, желательно, политических (управленческих) решений, и не менее искусное их претворение в жизнь. А там где есть государственное управление «работает» и вездесущее право, с его механизмом правового регулирования поведения субьектов общественных отношений.
Нормативную основу правового регулирования, то есть правила поведения субьектов отношений местного самоуправления составляют законы и подзаконные акты, в которых и находит свое выражение политика государства, его политические решения, а также локальные акты органов местного самоуправления .
Реализация законодательства и, как следствие, изменение общественных отношений, есть результат осуществления принятого политического решения, результат политики государства . Весь этот процесс можно выразить в прямых связях / «политика (политическое решение) – закон – общественные отношения»/ и обратных связях общественные отношения – закон - политика . В последней ситуации общественные отношения в своем развитии выходят за пределы установленной законом и ставшей тесной модели поведения сторон. Чтобы этот процесс упорядочить, ввести его в «законные» рамки, следует оказать регулирующее воздействие на поведение сторон, приняв новое политическое решение и внеся соответствующие изменения в законодательство.
Таким образом, поиски ответа на вопрос, имеет ли местное самоуправление право на свою внешнюю политику, на установление и развитие внешнеполитических связей, можно начинать во-первых, с анализа законодательной основы местного самоуправления, либо, во-вторых, с анализа локальных нормативных актов органов местного самоуправления, отражающих их жизнедеятельность.
(1) Закон «О местном самоуправлении в Республике Кыргызстан»» (1991г.) - один из первых законов суверенного кыргизского государства в составе Союза ССР. И вполне естественно, что социалистическое правосознание советских законодателей еще не могло воспринять возможность (право) Советов народных депутатов устанавливать внешнеполитические связи. « Этого права не может быть, потому, что быть не может» - так, очевидно, рассуждали депутаты тогдашнего Верховного Совета РК.
Впервые право органов местного самоуправления «самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в интересах местного сообщества» установлено Указом Президента КР в сентябре 1994 года. Оно действовало до принятия очередной редакции закона «О местном самоуправлении и местной государственной администрации (2002 г), который предусматривает «государственную политику в области местного самоуправления», лишая одновременно органы местного самоуправления права осуществления местной политики, прежде всего в сфере внешнеэкономической деятельности. В качестве «утешительного приза» законодатель «дарует» мэру столицы, города областного значения и главе городской управы районного города право «представлять город за рубежом».
(2) Лишение права заниматься определенным видом деятельности не есть ее запрет. Поэтому действие юридической аксиомы «разрешено все, что не запрещено» не могло не найти своего рефлексивного проявления в локальных нормативных актах органов местного самоуправления. Например, в ведении местного сообщества г. Бишкек находится «установление внешних экономических связей и заключение соглашений ( Устав местного сообщества г. Бишкек (2002 г.)
Примерный Устав муниципалитета (муниципального аймака ) КР включает в компетенцию муниципалитета «установление внешнеэкономических связей и заключение соглашений», наделяет председателя Кенеша правом «представлять муниципалитет за рубежом; глава местного самоуправления «обеспечивает привлечение иностранных инвестиций» и заключает соглашения об установлении внешнеэкономических и других , непротиворечащих законодательству КР, связей». И даже существует глава «Международные связи», в которой еще раз повторяется право «местного сообщества муниципалитета на осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с законодательством КР».
Примерный Регламент айыльного (поселкового) кенеша возлагает на председателя Кенеша обязанность « организовать внешние связи»
Примерное Положение о постоянных комиссиях местного кенеша в предмет ведения комиссии по бюджету и экономике включает «систематизацию и анализ вопросов экономической политики муниципалитета». Надеюсь и вопросы внешней экономической политики забыты не будут.
К сожалению, отсутствие необходимых реквизитов. которыми должны обладать эти нормативные акты говорит о том, что они не зарегистрированы как того требует ,законодательство, в органах юстиции. В этом случае они носят характер рекомендательных актов, а не актов содержащих примерные модели поведения, требующих разработки локальных актов , учитывающих местные условия. В итоге, снижается эффективность их регулирующего воздействия на деятельность сельских и городских сообществ .
Другая причина недостаточной правовой активности руководителей органов местного самоуправления и лидеров ассоциаций местного самоуправления заключается в том, что в их правосознании еще не произошел поворот в сторону окончательного признания реальности конституционного признания права местных сообществ Кыргызстана на самоуправление (см. табл), что не позволило им в процессе обсуждения и принятия закона «О местном самоуправлении» отстоять даже такую узкую область внешнеполитической деятельности как право «самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в интересах местного сообщества» Но эта «беда» поправимая и со временем пройдет. Тем более, что сельской и городской Ассоциациям органов местного самоуправления пора обьединиться . Города всегда были и остаются центрами притяжения сельских сообществ В основе взаимного тяготения лежат социально-экономические интересы сторон.
Тем более , что сельской и городской Ассоциациям органов местного самоуправления пора обьединять свои усилия в целях создания медицинских, школьных округов . Обьективные основания имеются. Города всегда были и остаются центрами притяжения сельских сообществ . В основе их взаимного тяготения лежат социально-экономические интересы сторон .
Поэтому всякая задержка слияния Ассоциаций лишь отодвигает создание условий необходимых для удовлетворения взаимных потребностей сельского и городского населения .
Табл.
Конституция КР (1993г.) Конституция КР (2003)
Ст.91. Вопросы жизни населения аилов, поселков, городов, районов, областей, имеющие местное значение, решаются на началах местного самоуправления, действующего наряду с государственной властью. Ст.91. Местное самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется местными сообществами, которые в пределах закона и под свою ответственность управляют делами местного значения.
Примечание: смысл ст. 91 в редакции 2003 г говорит о том , что « область», »район» не являются разновидностями родового понятия «местное сообщество».
Локальное регулирование поведения местных сообществ в сфере внешних взаимодействий служит выражением их естественного права на внешнюю политику . Но если обратиться к государственной политике в сфере местного самоуправления , выраженной в законе «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», то увидим,, что его авторы оказались глухи к естественному праву местных сообществ разрабатывать и осуществлять собственную внешнюю экономическую, социальную, миграционную и т.п. политику. Закон не направляет действия главных «игроков» сферы местного самоуправление на развитие внешнеполитических связей. В итоге, еще одна рукотворная «палка в колеса» развития местных сообществ. (В памяти возникает один из принципиальных вопросов древних римских юристов: »Кому это выгодно?»)
В качестве примера установления международных связей и их успешной реализации в целях удовлетворения социально-экономических потребностей городского сообщества можно привести партнерские отношения между мэрией г. Нарын с правительством города Грейт-Фоллз, штат Монтана, США. В течении 1999-2005 г. В результате была наоажена работа систем снабжения населения г. Нарын питьевой аодой, очистки сточных вод, утилизации мусора
Условием бытия и реализации естественного права местного самоуправления на внешнеполитическую деятельность служит демократический политический режима государства, который не превращает страну в систему, изолированную от окружающего мира. Это открывает органам местного самоуправления возможность разрабатывать и осуществлять собственную внешнюю политики. устанавливать разнообразные связи с органами местного самоуправления сопредельных стран и дальнего зарубежья с их государственными и негосударственными организациями, представителями бизнеса .
Как известно, Правительство КР обязано обеспечивать «исполнение Конституции и законов Кыргызской Республики». В полной мере эта обязанность относится и к Национальному агентству Кыргызской Республики по делам местного самоуправления. Агентство обязано обеспечивать исполнение закона «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», подготавливать и принимать политические (управленческие) решения с учетом интересов местных сообществ, постоянно консультируясь с ними. Это означает создание необходимых правовых, организационных условий для реализации и естественного права местного самоуправления на установление внешнеэкономических и иных связей, права на самостоятельную внешнюю политику в сфере экономического, социального развития местных сообществ.
Для внимательного читателя, взявшего в руки Положение об Агентстве, не составит труда выявить как патерналистский характер его деятельности, так и стремление отцов-создателей этой структуры «встать с шапкой» между инвестором и органами местного самоуправления. Агентство находит зарубежных инвесторов для развития местного самоуправления, «оказывает содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации программ и планов социально-экономического развития, содействует в реализации программ и проектов инвестирования местных сообществ, но не содействует им в установлению прямых внешнеполитических связей, предпочитая собственное «взаимодействие с этими целями с международными и неправительственными организациями».
Здесь невольно возникает предложение создать негосударственную структуру для целей координации деятельности местных сообществ страны и управления их общими делами. . Эти функции должна выполнять, созданная на основе обьединения двух действующих Ассоциаций, Национальная ассоциация муниципалитетов Кыргызстана, которая может с успехом заменить ныне действующий государственный патронаж. Как говорится, не бросившись в воду , не научишься плавать. Чтобы «приглядывать» за деятельностью негосударственной структуры управления вполне достаточно Отдела местного самоуправления Правительства КР. О позитивных результатах такого рода перестройки говорить не следует. Они очевидны .
Рассматривая деятельность Национального агентства Кыргызской Республики по делам местного самоуправления, следует сказать, что продукт его деятельности – услуги управления. Но результатом его управленческой деятельности должны считаться лишь конкретные связи органов местного самоуправления с зарубежными организациями. Вполне понятно, что Агентство не в состоянии произвести такого рода услугу (продукт) для всех без исключения местных сообществ.
Решение задачи развития внешнеполитических связей всеми муниципалитетами Кыргызстана недолжно зависеть от активности отдельных руководителей органов местного самоуправления . Чтобы эта деятельность носила систематический характер необходимо эту обязанность органов местного самоуправления выразить в законе «О местном самоуправлении и местной государственной администрации».
И это все ? – спросит, очевидно, читатель, разочарованный столь скромной «новацией». Нет, далеко, не все.
Министерство иностранных дел КР, разрабатывая Концепцию внешней политики КР, должно признать соответствующие органы местного самоуправления субьектами внешнеполитической деятельности. В этом случае министерство перейдет от ознакомления с работой исполнительных органов местного самоуправления по вопросам, вытекающим из Положения о МИД(е) КР ( см. права министерства) к полномасштабной работе с органами местного самоуправления , к оказанию содействия не только государственным, но органам местного самоуправления в осуществлении их внешней политике во всем многооброазии ее направлений.
Далее. Правительство КР утвердит Концепцию, приняв соответствующее постановление, которым , во первых, обяжет Агентство разработать проект закона «О внесении дополнений в закон «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» в целях наделения органов местного самоуправления правом осуществления внешнеполитической деятельности в интересах местных сообществ. Во вторых, внесет соответствующие изменения в Положения об Агентстве и Министерстве иностранных дел КР, возложив обязанность оказывать органам местного самоуправления соответствующую поддержку.
В свою очередь Агентство и МИД КР внесут необходимые дополнения в Положения о своих структурных подразделениях и в должностные обязанности конкретных сотрудников, чтобы привести их поведение в соответствие с новыми требованиями и дозволениями законодательства о местном самоуправлении. Непременное выполнение названных мероприятий правового характера служит необходимым условием содействия эффективной реализации права местных сообществ на внешнеполитическую деятельность.
И наконец. Право внешней политики местного самоуправления - всего лишь одно звено в цепи правоотношений местного самоуправления , «потянув» которое мы «выходим» на взаимосвязь ряда других сторон жизни местного самоуправления , не нашедших, к сожалению, своего отражения в законодательстве и потому сдерживающих экономическое и социальное развитие местных сообществ. Но это уже тема другого исследования .
Г. Жалкубаев
Право внешней политики местного самоуправления.
(Эссе на заданную тему)
Тема звучит, согласитесь, непривычно. Внешняя политика – удел государства , его первых лиц, депутатов, лидеров политических партий. Словом, понятие знакомое и особых вопросов не вызывает.
Однако, вопрос все же есть и вполне определенный : могут ли органы местного самоуправления быть субьектами - участниками внешней политики, могут ли разрабатывать и осуществлять «свою» внешнюю политику? Другими словами имеют ли (de jure) возможность (право) на ведение собственной внешней политики , или они (de facto) эту политику уже осуществляют ? А если это так, то при каких правовых условиях можно надеяться на ее успешную реализацию ?
Не стоит, уважаемый читатель, торопиться с ответом на вопросы. Поговорим для начала о «политике». Определений этого понятия существует великое множество и среди них есть одно, с которым, очевидно, все согласятся. Помня, естественно, историю становления политики, как явления.
Итак, политика – искусство государственного управления.
Термин «управление» включает в поле зрения управляющих и управляемых. В число управляемых «входит» и общество. Следовательно, политика , в изначальном смысле – воздействие государства на жизнедеятельность общества. Государство - субьект политики, субьект управления обществом. С этих позиций можно говорить о государственной политике как искусстве принятия, безошибочных, желательно, политических (управленческих) решений, и не менее искусное их претворение в жизнь. А там где есть государственное управление «работает» и вездесущее право, с его механизмом правового регулирования поведения субьектов общественных отношений.
Нормативную основу правового регулирования, то есть правила поведения субьектов отношений местного самоуправления составляют законы и подзаконные акты, в которых и находит свое выражение политика государства, его политические решения, а также локальные акты органов местного самоуправления .
Реализация законодательства и, как следствие, изменение общественных отношений, есть результат осуществления принятого политического решения, результат политики государства . Весь этот процесс можно выразить в прямых связях / «политика (политическое решение) – закон – общественные отношения»/ и обратных связях общественные отношения – закон - политика . В последней ситуации общественные отношения в своем развитии выходят за пределы установленной законом и ставшей тесной модели поведения сторон. Чтобы этот процесс упорядочить, ввести его в «законные» рамки, следует оказать регулирующее воздействие на поведение сторон, приняв новое политическое решение и внеся соответствующие изменения в законодательство.
Таким образом, поиски ответа на вопрос, имеет ли местное самоуправление право на свою внешнюю политику, на установление и развитие внешнеполитических связей, можно начинать во-первых, с анализа законодательной основы местного самоуправления, либо, во-вторых, с анализа локальных нормативных актов органов местного самоуправления, отражающих их жизнедеятельность.
(1) Закон «О местном самоуправлении в Республике Кыргызстан»» (1991г.) - один из первых законов суверенного кыргизского государства в составе Союза ССР. И вполне естественно, что социалистическое правосознание советских законодателей еще не могло воспринять возможность (право) Советов народных депутатов устанавливать внешнеполитические связи. « Этого права не может быть, потому, что быть не может» - так, очевидно, рассуждали депутаты тогдашнего Верховного Совета РК.
Впервые право органов местного самоуправления «самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в интересах местного сообщества» установлено Указом Президента КР в сентябре 1994 года. Оно действовало до принятия очередной редакции закона «О местном самоуправлении и местной государственной администрации (2002 г), который предусматривает «государственную политику в области местного самоуправления», лишая одновременно органы местного самоуправления права осуществления местной политики, прежде всего в сфере внешнеэкономической деятельности. В качестве «утешительного приза» законодатель «дарует» мэру столицы, города областного значения и главе городской управы районного города право «представлять город за рубежом».
(2) Лишение права заниматься определенным видом деятельности не есть ее запрет. Поэтому действие юридической аксиомы «разрешено все, что не запрещено» не могло не найти своего рефлексивного проявления в локальных нормативных актах органов местного самоуправления. Например, в ведении местного сообщества г. Бишкек находится «установление внешних экономических связей и заключение соглашений ( Устав местного сообщества г. Бишкек (2002 г.)
Примерный Устав муниципалитета (муниципального аймака ) КР включает в компетенцию муниципалитета «установление внешнеэкономических связей и заключение соглашений», наделяет председателя Кенеша правом «представлять муниципалитет за рубежом; глава местного самоуправления «обеспечивает привлечение иностранных инвестиций» и заключает соглашения об установлении внешнеэкономических и других , непротиворечащих законодательству КР, связей». И даже существует глава «Международные связи», в которой еще раз повторяется право «местного сообщества муниципалитета на осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с законодательством КР».
Примерный Регламент айыльного (поселкового) кенеша возлагает на председателя Кенеша обязанность « организовать внешние связи»
Примерное Положение о постоянных комиссиях местного кенеша в предмет ведения комиссии по бюджету и экономике включает «систематизацию и анализ вопросов экономической политики муниципалитета». Надеюсь и вопросы внешней экономической политики забыты не будут.
К сожалению, отсутствие необходимых реквизитов. которыми должны обладать эти нормативные акты говорит о том, что они не зарегистрированы как того требует ,законодательство, в органах юстиции. В этом случае они носят характер рекомендательных актов, а не актов содержащих примерные модели поведения, требующих разработки локальных актов , учитывающих местные условия В итоге, снижается эффективность их регулирующего воздействия на деятельность сельских и городских сообществ . Другая причина недостаточной правовой активности руководителей органов местного самоуправления и лидеров ассоциаций местного самоуправления заключается в том, что в их правосознании еще не произошел поворот в сторону окончательного признания реальности конституционного признания права местных сообществ Кыргызстана на самоуправление (см. табл), что не позволило им в процессе обсуждения и принятия закона «О местном самоуправлении» отстоять даже такую узкую область внешнеполитической деятельности как право «самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в интересах местного сообщества» Но эта «беда» поправимая и со временем пройдет. Тем более, что сельской и городской Ассоциациям органов местного самоуправления пора обьединиться . Города всегда были и остаются центрами притяжения сельских сообществ В основе взаимного тяготения лежат социально-экономические интересы сторон. Поэтому всякая задержка слияния Ассоциацй лишь отодвигает создание условий необходимых для удовлетворения взаимных потребностей сельского и городского населения .
Табл.
Конституция КР (1993г.) Конституция КР (2003)
Ст.91. Вопросы жизни населения аилов, поселков, городов, районов, облас-
тей, имеющие местное значение, решаются на началах местного самоуправления, действующего наряду с государственной властью. Ст.91. Местное самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется местными сообществами, которые в пределах закона и под свою ответственность управляют делами местного значения.
Примечание: смысл ст. 91 в редакции 2003 г говорит о том , что « область», »район» не являются разновидностями родового понятия «местное сообщество».
Локальное регулирование поведения местных сообществ в сфере внешних взаимодействий служит выражением их естественного права на внешнюю политику . Но если обратиться к государственной политике в сфере местного самоуправления , выраженной в законе «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», то увидим,, что его авторы оказались глухи к естественному праву местных сообществ разрабатывать и осуществлять собственную внешнюю экономическую, социальную, миграционную и т.п. политику. Закон не направляет действия главных «игроков» сферы местного самоуправление на развитие внешнеполитических связей. В итоге, еще одна рукотворная «палка в колеса» развития местных сообществ. (В памяти возникает один из принципиальных вопросов древних римских юристов: »Кому это выгодно?»)
В качестве примера установления международных связей и их успешной реализации в целях удовлетворения социально-экономических потребностей городского сообщества можно привести партнерские отношения между мэрией г. Нарын с правительством города Грейт-Фоллз, штат Монтана, США. В течении 1999-2005 г. В результате была наоажена работа систем снабжения населения г. Нарын питьевой аодой, очистки сточных вод, утилизации мусора
Условием бытия и реализации естественного права местного самоуправления на внешнеполитическую деятельность служит демократический политический режима государства, который не превращает страну в систему, изолированную от окружающего мира. Это открывает органам местного самоуправления возможность разрабатывать и осуществлять собственную внешнюю политики. устанавливать разнообразные связи с органами местного самоуправления сопредельных стран и дальнего зарубежья с их государственными и негосударственными организациями, представителями бизнеса .
Как известно, Правительство КР обязано обеспечивать «исполнение Конституции и законов Кыргызской Республики». В полной мере эта обязанность относится и к Национальному агентству Кыргызской Республики по делам местного самоуправления. Агентство обязано обеспечивать исполнение закона «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», подготавливать и принимать политические (управленческие) решения с учетом интересов местных сообществ, постоянно консультируясь с ними. Это означает создание необходимых правовых, организационных условий для реализации и естественного права местного самоуправления на установление внешнеэкономических и иных связей, права на самостоятельную внешнюю политику в сфере экономического, социального развития местных сообществ .
Для внимательного читателя, взявшего в руки Положение об Агентстве, не составит труда выявить как патерналистский характер его деятельности, так и стремление отцов-создателей этой структуры «встать с шапкой» между инвестором и органами местного самоуправления. Агентство находит зарубежных инвесторов для развития местного самоуправления, «оказывает содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации программ и планов социально-экономического развития, содействует в реализации программ и проектов инвестирования местных сообществ, но не содействует им в установлению прямых внешнеполитических связей, предпочитая собственное «взаимодействие с этими целями с международными и неправительственными организациями».
Здесь невольно возникает предложение создать негосударственную структуру для целей координации деятельности местных сообществ страны и управления их общими делами. . Эти функции должна выполнять, созданная на основе обьединения двух действующих Ассоциаций, Национальная ассоциация муниципалитетов Кыргызстана, которая может с успехом заменить ныне действующий государственный патронаж. Как говорится, не бросившись в воду , не научишься плавать. Чтобы «приглядывать» за ее деятельностью негосударственной структуры управления вполне достаточно Отдела местного самоуправления Правительства КР. О позитивных результатах такого рода перестройки говорить не следует. Они очевидны .
Рассматривая деятельность Национального агентства Кыргызской Республики по делам местного самоуправления, следует сказать, что продукт его деятельности – услуги управления. Но результатом его управленческой деятельности должны считаться лишь конкретные связи органов местного самоуправления с зарубежными организациями. Вполне понятно, что Агентство не в состоянии произвести такого рода услугу (продукт) для всех без исключения местных сообществ.
Решение задачи развития внешнеполитических связей всеми муниципалитетами Кыргызстана недолжно зависеть от активности отдельных руководителей органов местного самоуправления . Чтобы эта деятельность носила систематический характер необходимо эту обязанность органов местного самоуправления выразить в законе «О местном самоуправлении и местной государственной администрации».
И это все ? – спросит, очевидно, читатель, разочарованный столь скромной «новацией». Нет, далеко, не все.
Министерство иностранных дел КР, разрабатывая Концепцию внешней политики КР, должно признать соответствующие органы местного самоуправления субьектами внешнеполитической деятельности. В этом случае министерство перейдет от ознакомления с работой исполнительных органов местного самоуправления по вопросам, вытекающим из Положения о МИД(е) КР ( см. права министерства) к полномасштабной работе с органами местного самоуправления , к оказанию содействия не только государственным, но органам местного самоуправления в осуществлении их внешней политике во всем многооброазии ее направлений.
Далее. Правительство КР утвердит Концепцию, приняв соответствующее постановление, которым , во первых, обяжет Агентство разработать проект закона «О внесении дополнений в закон «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» в целях наделения органов местного самоуправления правом осуществления внешнеполитической деятельности в интересах местных сообществ. Во вторых, внесет соответствующие изменения в Положения об Агентстве и Министерстве иностранных дел КР, возложив обязанность оказывать органам местного самоуправления соответствующую поддержку.
В свою очередь Агентство и МИД КР внесут необходимые дополнения в Положения о своих структурных подразделениях и в должностные обязанности конкретных сотрудников, чтобы привести их поведение в соответствие с новыми требованиями и дозволениями законодательства о местном самоуправлении. Непременное выполнение названных мероприятий правового характера служит необходимым условием содействия эффективной реализации права местных сообществ на внешнеполитическую деятельность.
И наконец. Право внешней политики местного самоуправления - всего лишь одно звено в цепи правоотношений местного самоуправления , «потянув» которое мы «выходим» на взаимосвязь ряда других сторон жизни местного самоуправления , не нашедших, к сожалению, своего отражения в законодательстве и потому сдерживающих экономическое и социальное развитие местных сообществ. Но это уже тема другого исследования .