Замечания и предложения Ассоциации городов КР
к проекту Закона КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации»
Представленный проект Закона «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» в целом соответствует принципам децентрализации государственного управления и дальнейшего развития местного самоуправления в Кыргызстане.
Вместе с тем имеются некоторые замечания и предложения, и прежде всего, в концептуальном подходе к местным органам государственной власти.
В соответствии с главой 5 статьи 68 Конституции Кыргызской Республики исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют наравне с центральными органами государственной власти и местные государственные администрации. Эта же норма записана в разделе II статьи 75, где исполнительную власть на территории соответствующей административно-территориальной единицы осуществляет местная государственная администрация, и что полномочия, организация и порядок деятельности местной государственной администрации определяются законом.
В связи с вышеизложенным, а также принимая во внимание предстоящие в Кыргызстане реформы в области административно-территориального деления и отсутствием в Конституции Кыргызской Республики деления территории на области и районы, целесообразно в разделе 3 проекта Закона ограничиться термином «местные государственные администрации» и убрать статьи, конкретизирующие отдельно функции и полномочия областей и районов.
В соотвествии со статьей 21 главы 3 к местным кенешам отнесены районные кенеши, тогда как, согласно этой же статьи, местные кенеши – представительные органы местного самоуправления. Район – как уровень управления, не является органом местного самоуправления, и потому районные кенеши не могут быть отнесены к представительным органам местного самоуправления.
По всему тексту проекта Закона руководители исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления именуются как главы городских или поселковых управ, тогда как в соответствии со статьей 95 Конституции Кыргызской республики руководители городов и поселков именуются как главы городов районного значения и главы поселков. Поэтому предлагается в проекте Закона применить конституционную норму.
В проекте Закона города подразделены на города областного и районного значения. В связи с тем, что в Конституции нет понятий областей и районов, выборность глав и мэров городов унифицированы, т.е. все они теперь избираются косвенным образом, нет надобности делить города на города областного и районного значения.
В данном случае, города могут подразделяться только на города республиканского значения, так как их деятельность регулируются отдельными законодательствами, и просто города.
За последние годы в органах местного самоуправления получили распространение проведение общественных (или публичных) слушаний в вопросах формирования и исполнения местного бюджета, использования объектов муниципальной собственности, земельных вопросов и.т.д. Считаю, что в проекте Закона необходимо эти вопросы отразить.
Исполнительный директор
Ассоциации городов КР Асанакунов Б. Д.