Замечания и предложения СОюза МСУ КР к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики “Об утверждении Порядка определения объемов выравнивающих трансфертов ”

Анонсы МСУ / архив

Фотогалерея / архив

Баннер
Замечания и предложения Союза МСУ КР к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики “Об утверждении Порядка определения объемов выравнивающих трансфертов ”

Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики, рассмотрев проект постановления Правительства Кыргызской Республики “Об утверждении Порядка определения объемов выравнивающих трансфертов ”, сообщает следующее.

Представленный Порядок определения объемов выравнивающих трансфертов, в случае его принятия полностью изменит бюджетную политику на местном уровне и в целом систему межбюджетных отношений. Отказ от расчета и распределения на основе формулы объемов выравнивающих трансфертов восстанавливает схему регулирования бюджетной недостаточности на уровне района, которая имела место до введения реформы в 2007 г.  В значительной степени повышается риск коррупции при распределении выравнивающих грантов как на национальном, так и на районном уровне.

  1. Пункты 3 и 5 “Порядка определения объемов выравнивающих трансфертов” (далее - Порядок) дают разные цели выравнивающих трансфертов, что чревато коллизией. При этом, пункт 5 Порядка полностью дублирует пункт 2 статьи 54 Бюджетного Кодекса КР, что является избыточным и несет потенциал коллизии, в случае изменения соответствующей статьи Бюджетного кодекса КР.

Предлагаем в пункте 3 установить одну конкретную цель предоставления выравнивающих трансфертов и пункт 5 изложить в следующей редакции: «Объемы выравнивающих трансфертов определяются и предоставляются в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Кыргызской Республики».

  1. Пункт 6 противоречит Бюджетному Кодексу КР. Согласно статье 105 Бюджетного Кодекса КР бюджетные средства распределяются напрямую из Единого казначейского счета, а не через территориальные подразделения Министерства финансов.
  2. Пункт 7 предусматривает возможность Министерства финансов КР через механизм определения обоснованности и целесообразности доходов и расходов, вмешиваться в систему принятия решений ОМСУ, тем самым нарушая как минимум один принцип, установленный Законом КР «О местном самоуправлении» - принцип независимости местных кенешей в решении вопросов своей компетенции.

Это является признаком наличия коррупциогенных расширенных прав по ведомственному и (или) локальному нормотворчеству.

 

  1. Пункт 11 дублирует последний абзац пункта 7, т.к. по сути определяют один и тот же процесс / процедуру. Если есть какая-либо разница, необходимо уточнить – как и когда включается Министерство финансов, а когда территориальные подразделения.
  2. Пункт 12 также полностью дублирует пункт 1 статьи 95 Бюджетного Кодекса КР, что является избыточным и несет потенциал коллизии, в случае изменения соответствующей статьи Бюджетного кодекса КР.

Предлагаем исключить данный пункт.

  1. Пункт 13 является коррупциогенным, поскольку не предусматривает ответственности Министерства финансов и его территориальных органов.

В текущей же редакции норма является избыточной, поскольку ответственность ОМСУ за нарушение бюджетного законодательства предусмотрена Бюджетным кодексом КР и Законом КР «О местном самоуправлении».

  1. Относительно справки – обоснования.

Выводы, сделанные в ходе анализа проекта «Порядка» выявил зоны коррупционного риска. Данные выводы должны были быть получены самим Министерством финансов КР по результатам научной антикоррупционной экспертизы. То, что проект НПА не снабжен соответствующим заключением, говорит о том, что проект НПА не проходил антикоррупционной экспертизы – это является прямым нарушением статьи 20 Закона КР «О нормативных правовых актах КР», которая устанавливает: «Проекты нормативных правовых актов по вопросам обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; правового статуса общественных объединений, средств массовой информации; государственного бюджета, налоговой системы; экологической безопасности; борьбы с правонарушениями; введения новых видов государственного регулирования предпринимательской деятельности должны подлежать правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной и иной научной экспертизе (в зависимости от правоотношений, на регулирование которых направлен проект нормативного правового акта)»

Например, пункт 7 имеет две зоны коррупционного риска:

1) Министерство финансов имеет свободу в определении перечня доходов и расходов для каждого ОМСУ;

2) Министерство финансов имеет свободу в определении целесообразности доходов и расходов.

То есть в обоих случаях проект постановления ПКР предоставляет Министерству финансов и его территориальным подразделениям несколько возможных вариантов решений (действий) без точного определения оснований для принятия одного из них, иными словами, возникают условия для коррупционных проявлений.

Эти зоны риска срабатывают в условиях:

- низкого потенциала финансовых подразделений ОМСУ и

- дефицита бюджетных средств, что обусловливает не полное покрытие потребности ОМСУ за счет выравнивающих трансфертов.

В последнем случае фактором неопределенности является расходная часть бюджета ОМСУ: как решить, какие именно муниципальные услуги и другие расходы должны быть включены, а какие исключены из перечня услуг, финансируемых за счет выравнивающего трансферта.

Должна быть обеспечена прозрачность, прежде всего в распределении средств республиканского бюджета, запланированных для выравнивающих трансфертов. Оно должно быть как минимум пропорциональным.

При определении перечня доходов и расходов необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса КР. Для чего нужно явно прописать «… в соответствии со статьей 48 Бюджетного кодекса Кыргызской Республики» (для доходов) и «… в соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Кыргызской Республики» (для расходов). При этом, требуется определить приоритезацию расходов органов МСУ в рамках расходных полномочий, т.к. в случае рассматриваемого проекта ПКР перечень статьи 51 становится открытым, что является коррупциогенным фактором.

Кроме этого, в справке-обосновании и, соответственно, процедуре официализации проекта постановления ПКР допущено нарушение статьи 22 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики, которая устанавливает, что «Проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан и юридических лиц…, подлежат общественному обсуждению посредством размещения на официальном сайте нормотворческого органа…».

Выравнивающие трансферты напрямую затрагивают органов МСУ, которые являются юридическими лицами и напрямую затрагивают интересы членов местных сообществ, т.к. направлены на обеспечение их необходимыми муниципальными услугами и решение вопросов местного значения.

Рассматриваемый проект постановления ПКР не проходил общественного обсуждения, а справка-обоснование необоснованно закрепляет отсутствие данного элемента процедуры официализации НПА.

Также, согласно статье 25 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» справка-обоснование проекта нормативного правового акта должна содержать сведения о результатах консультаций и обсуждений с соответствующими ассоциациями, союзами органов местного самоуправления, если проект нормативного правового акта непосредственно затрагивает интересы местных сообществ и органов местного самоуправления. Однако, разработчики данного проекта НПА не проводили консультации и обсуждения с Союзом местных самоуправлений Кыргызской Республики.

В связи с чем,  справка-обоснование не соответствует требованиям Закона КР
«О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», поскольку не содержит результаты консультаций и обсуждений.

На основании вышеизложенного, Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики подписывает лист согласования с соответствующими замечаниями и предложениями.