Заключение Союза МСУ проект Закона КР "Об отнесении некоторых населенных пунктов к категории айыла (села) и присоединении их к селу Ак-Жол Чуйской области Кыргызской Республики»

Анонсы МСУ / архив

Фотогалерея / архив

Баннер

Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики "Об отнесении некоторых населенных пунктов к категории айыла (села) и присоединении их к селу Ак-Жол Чуйской области Кыргызской Республики»" (далее – Законопроект) направляет по нему следующие замечания и предложения:

Статьей 1 Законопроекта предлагается "придать статус села земельным участкам общественных садоводческих товариществ "Локомотивщик", "Кормовик" (далее по тексту настоящего заключения - земельные участки садоводческих товариществ) и присоединить в состав села Ак-Жол Ат-Башинского айылного аймака Сокулукского района Чуйской области Кыргызской Республики".

Согласно статье 6 Закона Кыргызской Республики "Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики" –  к категории аилов (сел) могут быть отнесены населенные пункты, достигшие определенного уровня благоустройства, с численностью населения не менее 50 человек, из которых работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, и члены их семей составляют не менее половины населения".

В статье 5 этого же Закона дается понятие "населенного пункта", согласно которой "населенным пунктом является компактно заселенная часть территории Кыргызской Республики, являющаяся местом постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные границы, а также учтенный и зарегистрированный в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Также в этой же статье 5 вышеупомянутого Закона определено следующее:

"Небольшие поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения (дома лесников, полевые станы, метеостанции, дома мастеров дорожных участков, дома чабанов на отгонных пастбищах и т.д.), а также одиночные дворы не являются самостоятельными населенными пунктами и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в хозяйственном, административном и территориальном отношении.

Населенные пункты относятся к определенным категориям в зависимости от численности проживающего населения и уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры."

Статья 73 Земельного кодекса Кыргызской Республики устанавливает цели использования земель сельскохозяйственного назначения, которые могут использоваться для ведения садоводства и дачного строительства.

В статье 1 Закона Кыргызской Республики "О внутренней миграции" дано определение "места жительства", согласно которому - это место, где гражданин Кыргызской Республики постоянно или преимущественно проживает".

В пункте 2 статьи 13 Закона Кыргызской Республики установлено, что "регистрации по месту жительства подлежат граждане, постоянно проживающие в жилом помещении на территории соответствующей административно-территориальной единицы Кыргызской Республики".

Исходя из содержаний этих норм, можно сделать следующие выводы:

  • Земельные участки садоводческих товариществ не подпадают под понятие "населенных пунктов", определенного в Законе Кыргызской Республики "Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики";
  • Земельные участки садоводческих товариществ по своему целевому назначению относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям населенных пунктов;
  • Здания (якобы "жилые дома"), возведенные гражданами на этих земельных участках, в нарушение целевого назначения являются незаконными в соответствии со статьей 12 Земельного Кодекса Кыргызской Республики, так как эти земельные участки садоводческих товариществ были предоставлены изначально для ведения садоводства и для дачного строительства, и ни в коем случае не были предоставлены для строительства жилых домов и для постоянного проживания граждан в этих зданиях, которые по статусу не являются "жилыми помещениями" и не входят в состав жилищного фонда республики;
  • для того, чтобы придать статус села этим земельным участкам садоводческих товариществ, потребуется провести трансформацию из одной категории в другую категорию земельного участков – из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и затем необходимо будет провести изъятие земельных участков для муниципальных нужд с выплатой компенсацией правообладателям этих земельных участков и затем только предоставить эти земли под индивидуальное жилищное строительство тем гражданам, которые стоят в очереди, как нуждающиеся в улучшении их жилищных условий".

Таким образом, Законопроектом предлагается расширить земель населенных пунктов через "придание статуса сел земельным участкам общественных садоводческих товариществ "Локомотивщик", "Кормовик"", хотя на самом деле фактически (в случае принятия) Законопроект узаконивает права граждан на земельные участки под "самовольные постройки" (незаконно возведенные жилые дома) на земельных участках сельскохозяйственного назначения – на землях садоводческих товариществах, то есть Законопроектом поощряется нарушения земельного законодательства.

Кроме того, мы считаем, что процедуры, предусмотренные в Законе Кыргызской Республики "Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики" до конца не соблюдены, и перечень указанных документов в справке-обосновании: "Решение о согласии по вопросу отнесения населенных пунктов к категории "айыла" местным кенешем и местной государственной администрацией рассмотрены и утверждены" не достаточен, так как в соответствии с перечнем необходимых документов, установленных в статье 13 Закона Кыргызской Республики "Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики" требуется:

- представление Правительства Кыргызской Республики, подготовленное на основании заключений комиссии по административно-территориальному устройству при Правительстве с учетом мнения соответствующих местных кенешей и содержащее соответствующие ходатайства и обоснование целесообразности вносимого предложения, сведения о размере изменяемой территории, численности населения, проживающего на данной территории, перечень основных предприятий, учреждений и организаций, их производственные показатели, численность работающих на каждом из них, сведения о структуре и штатах местных представительных и исполнительных органов, их изменении в связи с реорганизацией, вопросы наименования и переименования, а также иные сведения, необходимые для решения вопроса по существу, и мнения соответствующих местных кенешей по рассматриваемому вопросу;

- схематическую карту с указанием на ней новых границ административно-территориальных единиц и других географических данных, имеющих значение для решения вопроса по существу. Карта подписывается представителем Правительства, а также руководителями представительных и исполнительных органов, принимающих и передающих территории, подписи скрепляются печатями;

- акт научной экспертизы и экономический расчет проводимых преобразований и переименований.

 Статья 4 Законопроекта предусматривает финансирование всех расходов, связанных с реализацией Закона, будет производится за счет средств бюджета органа местного самоуправления, на территории которого находится село Ак-Жол – за счет средств бюджета Ат-Башинского айылного аймака Сокулукского района Чуйской области, что противоречит статье 51 Бюджетного Кодекса Кыргызской Республики, которая устанавливает расходные обязательства органов местного самоуправления. Согласно данной норме из местного бюджета могут осуществляться расходы на решение органами МСУ вопросов местного значения, на содержание муниципальных предприятий, учреждений образования, здравоохранения, отдыха, культуры, социальной защиты, жилищного и коммунального хозяйства, охраны окружающей среды.

При этом, часть 3 статьи 49 Бюджетного кодекса КР запрещает принятие государственными органами решений по осуществлению мероприятий, которые заведомо повлекут за собой увеличение расходов местных бюджетов, без обеспечения соответствующей компенсации. Однако, Справка-обоснование к Законопроекту не содержит информацию о целесообразности отнесения таких расходов к органам местного самоуправления и не содержит каких-либо экономических расчетов. Тем самым фактическое расширение населенного пункта – села "Ак-Жол" через "присоединение земельных участков садоводческих товариществ" к селу Ак-Жол (в случае принятия Законопроекта) повлечет дополнительную нагрузку на местный бюджет и соответственно данный Законопроект ухудшит положение органов местного самоуправления Атбашинского айылного аймака Сокулукского района Чуйской области.

Исходя из вышеизложенного, считаем не целесообразным и не эффективным принимать Законопроект в такой редакции, поскольку предусмотренный в Законопроекте "завуалированный" подход в решении вопроса "узаконения" земельных участков садоводческих товариществ под "самовольными постройками" противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики, Гражданского, Земельного, Жилищного Кодексов Кыргызской Республики, Законам Кыргызской Республики "О переводе (трансформации) земельных участков", "Об индивидуальном жилищном строительстве в Кыргызской Республике", "О внутренней миграции" и градостроительному законодательству Кыргызской Республики.