Заключение Союза МСУ к проекту Закона Кыргызской Республики "О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О статусе депутатов местных кенешей""

Анонсы МСУ / архив

Фотогалерея / архив

Баннер
Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О статусе депутатов местных кенешей" (далее – "Законопроект"), к своему заключению исх. №55/20 от 22 апреля 2020 года, адресованное депутату ЖК КР Алтыбаевой А.Т., направляет дополнительно по нему свои следующие предложения, по итогам организованного Союзом МСУ в соответствии со своими внутренними механизмами выработки консолидированного мнения органов МСУ, дистанционного обсуждения с представителями органов местного самоуправления:
  1. С одной стороны, внесение изменения в абзац второй части 3 статьи 5 Закона Кыргызской Республики "О статусе депутатов местных кенешей" позволит устранить существующее противоречие между абзацем вторым части 3 статьи 5 Закона Кыргызской Республики "О статусе депутатов местных кенешей" и частью 2 статьи 22 Закона Кыргызской "О местном самоуправлении", в силу того, что концепция Законопроекта предусматривает создание основ по обеспечению равного и беспрепятственного доступа граждан Кыргызской Республики к реализации своих конституционных прав избирать и быть избранными, улучшения качественного состава органов местного самоуправления, а также создает правовые основы для реализации основополагающего принципа, определенного в части 5 статьи 2 Конституции Кыргызской Республики, согласно которой "Государство создает условия для представительства различных социальных групп, определенных законом, в государственных органах и органах местного самоуправления, в том числе на уровне принятия решений".
  2. Но в тоже время, по общему мнению представителей органов местного самоуправления, с другой стороны, норма, предлагаемая Законопроектом и существующая норма в Законе "О местном самоуправлении", позволяющая совмещать деятельность депутата местного кенеша с деятельностью руководителя государственных и муниципальных образовательных и медицинских учреждений, создаст предпосылки для наступления следующих негативных последствий для местного сообщества и органов МСУ в случае принятия предлагаемого Законопроекта:
  • затруднительность выполнения собственных и контрольных функций и полномочий местным кенешем, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, вследствие создания предпосылок для возникновения "конфликта общественных интересов/государственных интересов и интересов государственных и муниципальных образовательных и медицинских учреждений", так как:
а) в соответствии с  пунктом 7 статьи 36 "решения местных кенешей, принятые ими в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми гражданами, проживающими на соответствующей территории, территориальными органами государственной власти, а также предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности в пределах полномочий, установленных законодательством в сфере регулирования деятельности органов местного самоуправления", или при выполнении этими лицами, являющимися депутатами местного кенеша   депутатского контроля в рамках осуществления своих полномочий, как члена или председателя постоянных комиссий местного кенеша (ч. 2 ст.33 Закона КР "О местном самоуправлении"). Согласно данной норме "постоянные комиссии местного кенеша по вопросам, относящимся к их ведению, вправе заслушивать руководителей и специалистов органов местной государственной администрации и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории". При этом возникает вопрос, как (каким) образом, депутат местного кенеша, являющийся одновременно руководителем государственного и/или муниципального учреждения в сфере образования и здравоохранения при выполнении своих депутатских полномочий будет осуществлять беспристрастно депутатский контроль в отношении государственного или муниципального учреждения, которым руководит?"
б) затруднит взаимодействие исполнительных органов местного самоуправления с государственными и /или муниципальными учреждениями по вопросам оперативного управления органами местного самоуправления (управление муниципальной собственности и социальным вопросам), которые должны финансироваться с местного и республиканского бюджетов (в рамках делегированных государственных полномочий), в силу существования следующих норм, в частности, согласно ч.3 статьи 61 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" экономическую основу местного самоуправления составляют … предприятия, организации и учреждения, осуществляющие деятельность на соответствующей территории", в том числе и государственные и муниципальные учреждения,  а также в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 44 вышеназванного Закона – "мэр города руководит деятельностью мэрии, муниципальных организаций и учреждений по обеспечению жизнедеятельности города, отвечает за результаты этой деятельности" и главы айыл окмоту  в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 50 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" -  "вправе поставить вопрос об отстранении от должности руководителей соответствующих территориальных подразделений государственных учреждений и организаций в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей и дает согласие на назначение руководителей соответствующих территориальных государственных учреждений" и в то же время руководители исполнительных органов местного самоуправления подотчетны перед местными кенешами, в состав которых будут входит депутаты местных кенешей, являющимися руководителями этих государственных и/или муниципальных учреждений в сфере образования и здравоохранения".
в) кроме того, следует заметить, что затруднит реализацию норм Закона Кыргызской Республики "О конфликте интересов", в частности, соблюдение депутатами местных кенешей, допускаемые согласно Законопроекту, осуществлять совмещать руководство этими государственными и муниципальными учреждениями в сфере образования и здравоохранения, принципа "приоритета общественного интереса" над интересами этих государственных и муниципальных учреждений, так как их деятельность зависима от деятельности органов местного самоуправления (в том числе и местных кенешей) по обеспечению социально- экономического развития, от местного бюджета соответствующей территории, так как депутаты местного кенеша, одновременно являющиеся руководителями государственных учреждений и муниципальных учреждений в сфере образования и здравоохранения, будут принимать непосредственное участие в принятии решении, касающихся деятельности этих руководимых ими учреждений и выделяемых средств из республиканского и местного бюджета, учитывая общественный интерес и смогут ли, исключая свою заинтересованность, не используя прямо или косвенно свое депутатское положение в развитии этих учреждений, которыми руководя, принимать решение?
Исходя из вышеизложенного, предлагаем вместе обсудить механизмы по устранению предпосылок по возникновению "конфликта интересов" и созданию основ для приоритета общественных интересов над интересами государственных и муниципальных учреждений в сфере образования и здравоохранения, а также провести парламентские слушания с участием представителей органов местного самоуправления и инициировать проведение независимой антикоррупционной экспертизы, руководствуясь статьей 20 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", так как предлагаемый Законопроект прямо и косвенно связан с вопросами обеспечения  конституционных прав граждан – "правом избирать и быть избранным", а также с вопросами "обеспечения государственного бюджета (республиканского и местных бюджетов).