Заключение Союза МСУ к проекту Закона КР "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Кыргызской Республики"

Анонсы МСУ / архив

Фотогалерея / архив

Баннер

Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Кыргызской Республики" (далее – Законопроект) направляет по нему следующие замечания и предложения:

В преамбуле Законопроекта определено, что "настоящий Закон направлен на обеспечение реализации закрепленного Конституцией права граждан на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду, а также на улучшение экологической ситуации в населенных пунктах Кыргызской Республики путем регулирования отношений в сфере охраны зеленых насаждений в населенных пунктах" и соответственно исходя из содержания данной статьи можно сделать вывод о том, что данным Законопроектом определяется правовой режим использования зеленых насаждений в населенных пунктах. При этом Законопроект определяет, что правила и стандарты пользования зелеными насаждениями в населенных пунктах должны разрабатываться и устанавливаться Правительством Кыргызской Республики.

При этом Законопроект умалчивает о роли местного сообщества и органов местного самоуправления по улучшению экологической ситуации в населенных пунктах Кыргызской Республики, так как не определяет функции и полномочия органов местного самоуправления в сфере владения и пользования зелеными насаждениями, несмотря на то, что местное сообщество и органы местного самоуправления непосредственно участвуют в решений вопросов местного значения на соответствующей территории, в процессе их подготовки, обсуждения и принятия решений, в пределах установленных гражданским, земельным, градостроительным, бюджетным, природоохранным законодательством республики в пределах их компетенции, в том числе и принятие нормативных правовых актов с целью решения вопросов местного значения, и имеющие обязательную юридическую силу на соответствующей территории (на уровне города или айылного аймака). В частности, они могут принимать решения, включая и вопросы владения и пользования зелеными насаждениями в населенных пунктах при предоставлении из категории "земли населенных пунктов в пользование и собственность земельных участков, находящейся в муниципальной собственности, (ст. ст. 4, 10, 12, 13, 14 Земельного Кодекса КР); принимать решения по вопросам местного значения: управлению муниципальной собственностью; обеспечение функционирования кладбищ; благоустройство и озеленение мест общественного пользования; обеспечение функционирования парков, спортивных сооружений и мест отдыха; установление правил землепользования и обеспечение соблюдения норм и правил градостроительства и архитектуры; контроль в области охраны и использования историко-культурного наследия местного значения и др. (статья 18 Закона КР "О местном самоуправлении"). Это означает, что законопроект напрямую затрагивает интересы местных сообществ и органов местного самоуправления вследствие того, что при принятии этих решений (внутри этих компетенций и вопросов местного значения), они будут соприкасаться с вопросами использования и/или вырубки зеленых насаждений.

Считаем, что концепция Законопроекта не определяет четко основополагающие принципы и механизмы взаимодействия уполномоченных государственных органов, местного сообщества и органов местного самоуправления в решении этих вопросов, в соблюдении норм природоохранного законодательства в сфере использования и охраны зеленных насаждений, которые должны быть предметом единого комплексного регулирования,  и поэтому подход должен быть комплексным и приняты во внимание возможность определения единой политики ("правил игры") для всех субъектов, вовлеченных в данную деятельность, а также регулировать эти нормы по совокупности при  определении и реализации политики в отношении управления и использования зеленых насаждений в населенных пунктах, а также четко в Законопроекте четко определить принципы и подходы решения этих вопросов, как и каким образом, в каких случаях решают эти вопросы уполномоченные государственные органы и в каких случаях – эта прерогатива  местного сообщества и органов местного самоуправления решать самостоятельно, под свою ответственность с учетом  своих возможностей, и в каких случаях – в рамках делегированных государственных полномочий.   

Статья 6 Законопроекта вводит нормы по принятию Правительством КР по стандартам озеленения и правилам ухода за зелеными насаждениями, которые должны соблюдать собственники земельных участков, на которых находятся зеленые насаждения, или лица, осуществляющие право владения и пользования землей, на которых находятся зеленые насаждения, то есть исходя из содержания данной нормы органы местного самоуправления обязаны за счет собственных средств (а это означает, что за счет средств местного бюджета)  сохранять, обеспечивать уход, содержать и восстанавливать зеленые насаждения в населенных пунктах, то есть проводить мероприятия по этим утвержденным Правительством КР без учета потребностей местных сообществ и имеющихся у них возможностей стандартам озеленения и правилам ухода за зелеными насаждениями, которые фактически находятся в муниципальной собственности. При этом реализуемость этой нормы, такого подхода к решению данного вопроса вызывает сомнение, так как она противоречит п.13 ч.6 ст.20 Закона КР "О местном самоуправлении", так как органы местного самоуправления согласно этой норме могут осуществлять мероприятия по охране окружающей среды (в нашем случае "сохранять и восстанавливать зеленые насаждения в населенных пунктах") только в случае решения вопроса с одновременным установлением порядка государственного обеспечения и условий реализации передаваемых полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами  (ч.2 ст.20 Закона КР "О местном самоуправлении"). Кроме того, в ст.42 Закона КР "Об охране окружающей среды" определено, что "органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия в области охраны окружающей среды на подведомственных территориях, участвуют в разработке экологических программ и реализации мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством о порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий" и  в ст. 50 Бюджетного Кодекса КР установлено "из республиканского бюджета осуществляются расходы на мероприятия, имеющие общегосударственное значение, ответственность по которым полностью возлагается на Правительство через соответствующие государственные органы управления, включая расходы, предусмотренные законодательством КР. В данную категорию включаются расходы и на "охрану окружающей среды".

Исходя из вышеизложенного, предлагаем совместно обсудить и предусмотреть включение норм в Законопроект, в которых  регулировались вопросы отнесения к полномочиям органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения и вопросов охраны окружающей среды в случае делегирования государственных полномочий с целью учета возможностей и существующих реальностей их осуществления органами местного самоуправления, четко определив и разделив зоны ответственности между государственными органами и органами местного самоуправления виды деятельности и мероприятий по управлению, использованию и охране зеленых насаждений в населенных пунктах, через призму, как объекта земельных и градостроительных правоотношений (i); как объекта растительного мира - как природоохранного объекта и части экологической системы (ii); и как вопроса местного значения и объекта, находящегося в муниципальной собственности и ведении органов местного самоуправления (iii).