Предварительное заключение Союза МСУ к проекту Постановления ПКР "Об утверждении Порядка проведения специальных превентивных и ликвидационных мероприятий"

Анонсы МСУ / архив

Фотогалерея / архив

Баннер
Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики рассмотрев проект Постановления Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Порядка проведения специальных превентивных и ликвидационных мероприятий" (далее – "Проект Постановления") поддерживает Проект НПА и считает утверждение Порядка проведения специальных превентивных и ликвидационных мероприятий целесообразным и своевременным, так как предлагаемый данный Порядок создаст правовые основы для реализации пункта  22-1 статьи 7 Закона Кыргызской Республики "О гражданской защите"  и пункта 22 части 1 статьи 18 Закона Кыргызской "О местном самоуправлении - "содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций", являющегося  вопросом местного значения.

Проект Постановления Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Порядка проведения специальных превентивных и ликвидационных мероприятий"

Но в то же время, у Союза местных самоуправлении КР имеются следующие предложения и замечания в целях улучшения и уточнения некоторых норм проекта Порядка проведения специальных превентивных и ликвидационных мероприятий (далее по тексту – "проект Порядка"):

Следует отметить, что в части 2 статьи 10 Закона Кыргызской Республики "О Гражданской защите" органы местного самоуправления имеют обязанности в системе общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время:

1) создают комиссии по Гражданской защите и координируют их деятельность;

2) назначают ответственных сотрудников по организации и ведению Гражданской защиты;

3) принимают решения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области Гражданской защиты;

4) разрабатывают и реализуют планы Гражданской защиты, согласовывают их с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;

5) проводят на подведомственной территории мероприятия по прогнозированию, оценке рисков бедствий и предупреждению чрезвычайных ситуаций;

6) согласовывают с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты решение о выделении земельных участков под строительство жилых, административных и производственных зданий и сооружений в целях предупреждения выделения земельных участков в зоне опасных природных процессов;

7) осуществляют подготовку и поддержание в готовности необходимых сил и средств для ведения Гражданской защиты;

8) осуществляют информирование и обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях во взаимодействии с уполномоченным государственным
органом в области Гражданской защиты;

9) принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организуют их проведение;

10) принимают заблаговременно комплексные меры по отселению населения из потенциально опасных участков;

11) совместно с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты обеспечивают своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

12) принимают меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на подведомственных объектах и территориях;

13) предусматривают в местном бюджете и выделяют финансовые средства на проведение мероприятий по Гражданской защите;

14) обеспечивают выполнение предписаний и указаний уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

          При этом пункт 8.2. Проекта Порядка определяет перечень всех специальных превентивных и ликвидационных мероприятий, проводимых органами местного самоуправления совместно с полномочными представительствами Правительства КР в областях и с местными государственными органами, которые не соответствуют и не совпадают с обязанностями органов местного самоуправления, определенными в части 2 статьи 10 Закона Кыргызской Республики "О Гражданской защите".  

          Предлагается в данном проекте Порядка определить перечень специальных превентивных и ликвидационных мероприятий, проводимых органами местного самоуправления на подведомственной им территориях, то есть разграничить зоны ответственности между государственными органами и органами местного самоуправления, выделив их в отдельный пункт, так как согласно нормам Закона КР "О Гражданской защите" и постановления Правительства КР "Об утверждении Классификации чрезвычайных ситуаций и критериев их оценки в Кыргызской Республике" от 22 ноября 2018 года № 550,  система Гражданской защиты, в том числе и специальные  превентивные и ликвидационные мероприятия, должны определяться в зависимости от их классификации в разрезе установленных органов, ответственных за проведение специальных превентивных и ликвидационных мероприятий, направленных на снижение угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оперативное реагирование на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (то есть в зависимости от соответствующих уровней чрезвычайных ситуаций  и по степени их тяжести).  

          В данном отдельном пункте проекта Порядка предлагается предусмотреть виды специальных превентивных и ликвидационных мероприятий, выполняемых органами местного самоуправления самостоятельно в разрезе обязанностей органов МСУ, предусмотренных частью 2 статьи 10 Закона КР "О Гражданской защите" и отдельно в разрезе специальных превентивных и ликвидационных мероприятий (к примеру, согласно пункта 5 части 2 статьи 10 Закона КР "О Гражданской защите"  органы местного самоуправления имеют такую обязанность в сфере гражданской защиты, как "проводят на подведомственной территории мероприятия по прогнозированию, оценке рисков бедствий и предупреждению чрезвычайных ситуаций" – расписать, какие виды мероприятий в рамках данной обязанности, специальные превентивные и отдельно специальные мероприятия  самостоятельно,  и указать случаи, когда они проводят специальные превентивные и ликвидационные мероприятия совместно с другими государственными и иными органами, вовлеченными в данный процесс (порядок проведения специальных превентивных и ликвидационных мероприятий).  

          Кроме того, пункт 1 проект Порядка полностью не охватывает и не раскрывает предмет регулирования данного документа и в связи с чем, предлагаем изложить в следующей редакции "Настоящий Порядок определяет правила организации и проведения предупреждающих мероприятий, ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оперативного реагирования и проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций", так как Закон КР "О Гражданской защите" уже определил комплекс основополагающих  принципов, имеющих организационные, организационно-экономические, инженерно-технические и специальный характер проведения превентивных и ликвидационных мероприятий.

          По нашему мнению, данный проект Порядка должен определять виды специальных превентивных и ликвидационных мероприятий и порядок их проведения/выполнения (правила, механизмы, инструменты, сроки выполнения и т.д.) в разрезе установленных Законом КР "О Гражданской защите" обязанностях лиц, вовлеченных в данных процесс в зависимости от режимов функционирования Гражданской защиты в мирное и военное время. К примеру, в разрезе по режимам функционирования государственной системы Гражданской защиты в мирное время: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.  

         Кроме того, пункт 8.3 проект Порядка определяет перечень деятельности, которые могут заниматься международные организации в сфере специальных превентивных и ликвидационных мероприятий. Данный пункт Порядка противоречит   положениям статьи 20 Закона КР "О Гражданской защите", в которой определено, что "сотрудничество Кыргызской Республики с международными организациями в области Гражданской защиты осуществляется государственными органами в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики". Предлагаем эти положениям/нормам посвятить отдельный раздел в проекте Порядка и назвать ее "Международное сотрудничество в сфере проведения специальных превентивных и ликвидационных мероприятий" и раскрыть понятие "митигация, митигационные проекты", и расписать, какие виды специальных превентивных и ликвидационных мероприятий они могут выполнять и в каком порядке.   
         
          Исходя из вышеизложенного, предлагаем совместно обсудить подходы по регулированию вопросов в сфере специальных превентивных и ликвидационных мероприятий и предусмотреть включение конкретных норм в Проект Порядка, в которых  регулировались виды специальных превентивных и ликвидационных мероприятий, проводимых органами местного самоуправления самостоятельно и совместно с государственными органами и организациями и иными лицами в рамках решения вопроса местного значения - "содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций"  и в рамках их обязанностей, установленных в Законе КР "О Гражданской защите" с целью учета возможностей и существующих реальностей их осуществления органами местного самоуправления, четко определить и разделить зоны ответственности между государственными органами и органами местного самоуправления, организациями и иными лицами, виды специальных превентивных и ликвидационных мероприятий и определить порядок проведения этих мероприятий.  Так как совокупные интересы личности, общества и государства в области гражданской защиты прежде всего состоят в том, чтобы в республике осуществлялась единая, последовательная и эффективная государственная и муниципальная политика по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.  При этом приоритетным должно быть стремление достичь максимально возможного эффекта в деле предупреждения чрезвычайных ситуаций, их предотвращения или снижения вероятного ущерба, то есть создания таких условий, при которых эти ситуации не сложились бы вообще или, в случае возникновения, привели бы к минимальным потерям или ущербу. В процессе выполнения предупредительных и ликвидационных мероприятий по чрезвычайным ситуациям важно соблюсти баланс интересов между республиканским уровнем и соответствующими уровнями местного самоуправления.