Предложения и замечания Союза МСУ КР к проекту Закона КР "О социальных услугах"

Анонсы МСУ / архив

Фотогалерея / архив

Баннер
Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики "О социальных услугах" (далее – Законопроект) направляет по нему следующие замечания и предложения:

Преамбула Законопроекта содержит предмет регулирования Законопроекта, согласно которой "настоящий закон определяет организационные, правовые и финансовые основы развития социальных услуг". Изложенный предмет регулирования – "развитие социальных услуг", предмет регулирования очень широк (это не стратегический документ, чтобы регулировать "развитие") и в связи с чем может привести к различному толкованию и право применению норм. Тем более из содержания законопроекта можно сделать вывод, что данным Законопроектом регулируются такие вопросы, как принципы предоставления социальных услуг, систему и порядок предоставления социальных услуг, классификацию социальных услуг и другие. Соответственно можно сделать вывод, что содержание Законопроекта не соответствует указанному предмету регулирования Законопроекта – "развитие социальных услуг".

В справке-обоснование не расписана цель и целесообразность принятия отдельного Закона "О социальных услугах" и что предлагается изменить в сфере социальных услуг, как кроме того, указано, что "данный проект будет выступать в качестве основного рамочного Закона (понятия "рамочного закона" отсутствует в Законе КР "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", классификацию социальных услуг, в основу которой поставлен уровень специализации и степень комплексности услуг, и механизмы, которые обеспечат доступность и качество предоставляемых социальных услуг. Также, проект закона отражает четкое разграничение административных полномочий и межведомственное взаимодействие".

В статье 1 Законопроекта следует раскрыть многие понятия, которые используются в данном законопроекте, так как данная статья не содержит определения, которые используются в данном Законопроекте, такие, как: "социальные отключения", "безвозмездная социальная услуга", "возмездная социальная услуга", "мониторинг качества социальных услуг", "качество социальных услуг", "социальное обслуживание" и другие.

Кроме того, следует отметить, что законопроект не учитывает подходы к регулированию предоставления социальных услуг и в большей части дублирует нормы и основополагающие принципы, которые содержит Закон Кыргызской Республики "О государственных и муниципальных услугах", так как данный Закон уже устанавливает "основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, регулирует правоотношения в данной сфере между исполнителями и потребителями государственных и муниципальных услуг, а также определяет порядок формирования реестров государственных и муниципальных услуг, стандартов их предоставления".
В частности, Законопроект вводит норму по созданию и ведению отдельного Базового реестра видов социальных услуг (статья 9 Законопроекта), то есть происходит дублирование норм по созданию и ведению реестров государственных и муниципальных услуг, так как в соответствии с нормами Закона Кыргызской Республики "О государственных и муниципальных услугах", уже созданы и имеются Единый реестр государственных услуг, и на уровне местного сообщества - Базовый реестр муниципальных услуг и Дополнительный перечень муниципальных услуг, в которых включены социальные услуги.

В первом абзаце статьи 11 Законопроекта указано, что "система предоставления социальных услуг состоит из следующих субъектов…". Данная норма изложена некорректно, так как любая система - это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Соответственно, система предоставления социальных услуг – это нормы права, которые должны регулировать в комплексе более сложные правовые элементы, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой (правовые институты, объекты и субъекты права, регулирующие гораздо больший, объем общественных отношений. В данной статье к системе предоставления социальных услуг относит и органы местного самоуправления, которые нужно определить, как одного из участников правоотношений, возникающих в сфере предоставления социальных услуг.

Статья 12 Законопроекта "Уполномоченные органы в сфере предоставления социальных услуг" определяет полномочия государственных органов и органов местного самоуправления". Предлагается разделить эту статью на отдельные статьи, определив в каждой статье отдельные полномочия каждого субъекта, к примеру, назвав статью в отдельности "полномочия уполномоченного государственного органа в сфере предоставления социальных услуг" и включить полномочия территориальных органов этого уполномоченного государственного органа, "Полномочия местной государственной администрации в сфере предоставления социальных услуг", "Полномочия органов местного самоуправления в сфере предоставления социальных услуг в рамках утвержденных программ социально-экономического развития территории и социальной защиты населения".

Пункт 4 статьи 12 Законопроекта противоречит конституционному принципу разграничения полномочий и функции между государственными органами и органами местного самоуправления.

Статья 9 Конституции Кыргызской Республики наделяет ответственностью государство по обеспечению поддержки социально незащищенных категорий граждан и разработке социальных программ, направленных на создание достойных условий жизни и свободное развитие личности, и государство гарантирует развитие систему социальных служб, медицинского обслуживания, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В связи с чем ответственность по обеспечению гарантированных государственных минимальных социальных стандартах относится к полномочию государственных органов в сфере социальной защиты населения и в перечень гарантированных государственных минимальных социальных стандартов относит социальную защиту населения (статья 5 Закона Кыргызской Республики "О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах". Органы местного самоуправления же могут принимать свои программы социальной защиты населения территории свыше этих государственных минимальных социальных стандартов.  

В случае наделения полномочий органов МСУ по полному обеспечению социальной защиты населения (предоставление социальных услуг) на первичном уровне, которые перечислены в пункте 4 статьи 12 Законопроекта, эти вопросы будут находиться в их исключительной компетенции (в случае принятия Законопроекта) и они будут исполняться по-разному, исходя из возможностей местного бюджета, что приведет к тому, что не будет обеспечен равный доступ граждан к социальным услугам и соответственно  социальная защита населения, находящихся в ТСЖ, будет обеспечиваться по-разному по республике, что неприемлемо, поскольку она должна быть обеспечена в одинаковой мере с соблюдением установленных единых социальных гарантий, стандартов и объемов, независимо от того, где лицо, попавшее в ТСЖ, проживает, что может повлечь и привести к социальному неравенству и дискриминации прав этих лиц.

С учетом требований части 7 статьи 10 Конституционного закона КР «О Правительстве Кыргызской Республики», предлагаем в Законопроекте четко установить, что функция по социальной защите, находящихся в ТЖС, является ответственностью соответствующего уполномоченного государственного органа. Эти полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления только в порядке, предусмотренном законодательством о делегировании государственных полномочий.

Такой подход приведет отдельные нормы проекта Кодекса в соответствие с требованиями пункта 4 статьи 3 и пункта 2 статьи 113 Конституции Кыргызской Республики. Конституционный принцип разграничения функций и полномочий государственного управления и местного самоуправления определяют, что для установления эффективного взаимодействия между государственными органами и органами МСУ использовать механизм делегирования государственных полномочий органам МСУ на основании закона или договора, одновременно с передачей материальных, финансовых и иных средств, необходимых для их осуществления. В этом случае, органы МСУ за счет дополнительных средств республиканского бюджета (целевых трансфертов) смогут полноценно обеспечить выполнение переданные (делегированные) государственные полномочия в сфере социальной защиты населения и могут быть подотчетным перед соответствующим уполномоченным государственным органом.

Статья 37 Законопроекта "Финансирование социальных услуг" противоречит бюджетному законодательству, в частности статье 50 Бюджетного кодекса КР предусматривает расходные обязательства Правительства, где из республиканского бюджета осуществляются расходы на мероприятия, имеющие общегосударственное значение, ответственность по которым полностью возлагается на Правительство через соответствующие государственные органы управления. В данную категорию расходов включаются также расходы на социальную защиту.

В связи с вышеизложенным, предлагается в Законопроекте четко классифицировать социальные услуги на государственные социальные услуги и муниципальные социальные услуги в пределах установленных законодательством функций, полномочий и компетенций, и определить перечень полномочий государственных органов в сфере социальной защиты, которые могут делегироваться органам МСУ с соблюдением принципов, условий передачи этих полномочий в порядке, определенном законодательстве Кыргызской Республики в сфере делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем совместно обсудить и рассмотреть нормы Законопроекта, в которых регулируются вопросы отнесения к полномочиям органов местного самоуправления и вопросов социальной защиты населения, и предоставления социальных услуг, с целью учета возможностей и существующих реальностей их осуществления органами местного самоуправления в случае наделения их этими полномочия или делегирования им в будущем.