Предложения и замечания Союза МСУ КР к проекту Закона КР "О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях"

Анонсы МСУ / архив

Фотогалерея / архив

Баннер
Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях" (далее – Законопроект) дает по нему следующие замечания и предложения:

Пунктом "б" пункта 1 Законопроекта предлагается дополнить частью 4 в Примечание главы 29 Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях следующего содержания:   
"4. Дела о нарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 217 настоящего Кодекса, рассматриваются исполнительными органами местного самоуправления в рамках делегирования полномочий уполномоченного органа государственной налоговой службы."

Данное предлагаемое дополнение в Примечание главы 29 Кодекса Кыргызской Республики расширяет полномочия исполнительных органов местного самоуправления и тем самым противоречит статье 313 Кодекса о нарушениях, в соответствии с которой одним из участников производства по делам о нарушениях является уполномоченный орган.

Согласно части 3 данной же статьи 313 Кодекса Кыргызской Республики – "Уполномоченными органами являются: 1) уполномоченные подразделения министерств, ведомств и других государственных органов в соответствии с их компетенцией;2) комиссии органов местного самоуправления". Государственные органы и органы местного самоуправления своими решениями определяют перечень должностных лиц, наделенных полномочиями составлять протоколы о нарушениях, накладывать взыскания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и создают комиссии, наделенные полномочиями рассматривать дела о нарушениях. Исходя из содержания данной нормы Кодекса о нарушениях можно сделать вывод о том, что дела о нарушениях на уровне местного самоуправления (местного сообщества) могут рассматриваться только комиссиями органов местного самоуправления, но ни коим образом исполнительными органами местного самоуправления.

Часть 4 этой же статьи 313 Кодекса о нарушениях устанавливает, что "Уполномоченный орган может делегировать право составления протокола о нарушении без права наложения взыскания по факту отдельных нарушений представителям общественных организаций (егерям, общественным рыбинспекторам и т.п.).".

При этом Кодекс о нарушениях не содержит нормы о возможности государственных органов делегировать свои полномочия по рассмотрению дел о нарушениях исполнительным органам местного самоуправления.

В Справке - обосновании к Законопроекту, указаны следующие обоснования "По примечанию главы 29:

Органы налоговой службы в соответствии с нормами Налогового кодекса Кыргызской Республики делегируют отдельные полномочия органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 52-1 Налогового кодекса Кыргызской Республики, органы местного самоуправления, в рамках делегированных полномочий, осуществляют рейдовый налоговый контроль по соблюдению требований налогового законодательства Кыргызской Республики, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1 статьи 108 Налогового кодекса.

В связи с чем, проектом Закона предлагается установить право органов местного самоуправления, в рамках, делегированных полночомий, привлекать к ответсвенности лиц за уклонение от налоггобложения".

Данное обоснование, приведенное в Справке-обосновании, не отражает необходимость делегирования полномочий по рассмотрению дела о нарушениях именно исполнительным органам местного самоуправления.

Кроме того, следует отметить, что данное дополнение Законопроекта не учитывает механизм, принципы и требования, установленные в Законе КР "О порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий". В частности, данное дополнение противоречит части 4 статьи 3 этого Закона, в которой установлено, что "К основным государственным полномочиям, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления, относятся государственные полномочия, предусмотренные в части 6 статьи 20 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", которая в свою очередь определяет, что "к основным государственным полномочиям, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления, относятся: … 12) сбор пошлин и страховых взносов, а также полномочия в сфере налоговых правоотношений в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики; ".

В свою очередь, когда обращаешься к Налоговому Кодексу Кыргызской Республики, то "статья 521. Права и обязанности органов местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений" не содержит норм, которые бы наделяли органов местного самоуправления рассматривать дела о нарушениях и привлекать к ответственности лиц, допустивших нарушениях в области налогового законодательства и норм Кодекса КР о нарушениях. 

В связи с чем, можно сделать вывод о том, что предлагаемое дополнение частью 4 в примечание главы 29 Кодекса о нарушениях, не гармонизированы с нормами Налогового кодекса Кыргызской Республики и Законами КР "О местном самоуправлении " и "О порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий".

Возложение на исполнительные органы МСУ полномочий по привлечению к ответственности лиц за "уклонение от налогообложения, выразившееся в сокрытии (занижении) прибыли, дохода или иных объектов налогообложения, не содержащее признаки преступления либо проступка" без учета их кадрового потенциала однозначно приведет к неисполнению или ненадлежащему их исполнению норм, предусмотренных тремя частями Кодекса о нарушениях (общей, особенной и процессуальной). Как и каким образом смогут исполнительные органы местного самоуправления осуществлять квалификацию "налоговых нарушений, не содержащих признаки преступления или проступка" и давать правовую оценку конкретному правонарушению и давать заключение по установлению точного соответствия между признаками совершенного правонарушения и признаками, предусмотренными в нормах Кодекса о нарушениях, и чтобы исключить эти признаки, сотрудники исполнительных органов должны обладать специальными знаниями, умениями и навыками по квалификации проступков и преступлений. 

В связи с вышеизложенным, предлагается совместно обсудить и рассмотреть нормы Законопроекта, в которых регулируются вопросы отнесения к полномочиям исполнительных органов местного самоуправления и рассмотрение дел о нарушениях в сфере налогового законодательства, с целью учета возможностей и существующих реальностей их осуществления органами местного самоуправления в случае делегирования им в будущем.