Предложения и замечания к проекту Закона КР “О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР по вопросам детей” (к проекту Закона КР “О местном самоуправлении)

Анонсы МСУ / архив

Фотогалерея / архив

Баннер
Статья 3 Законопроекта “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам детей” вносит изменения в Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» без учета конституционного принципа разделения государственной власти: разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, установленные пунктом 4 статьи 3 и частью 3 статьи 113 Конституции Кыргызской Республики.

Законопроект расширяет перечень вопросов местного значения, определенных в части 1 статьи 18 путем внесения дополнения пунктом 26 следующего содержания:

"26) создание социальных услуг по защите детей в рамках утвержденного бюджета".

Однако, Справка-обоснование к законопроекту не содержит информацию о целесообразности включения в вопросы местного значения вопрос "создания социальных услуг по защите детей", вследствие того, что не соблюдены нижеперечисленные принципы и требования по установлению вопросов местного значения, определенные статьей 16 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении": 

"1) предоставление услуг максимально нижестоящим уровнем управления, который в состоянии эффективно предоставлять такие услуги;

2) эффективность и целесообразность при осуществлении функций и полномочий в целях обеспечения качества предоставляемых услуг;

3) дифференциация функций и полномочий органов местного самоуправления в зависимости от территориальных, экономических и иных особенностей органов местного самоуправления;

4) наличие местного интереса в исполнении функций и осуществлении полномочий;

5) гармонизация общегосударственных и местных интересов;

6) открытость и коллегиальность;

7) разграничение функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в нормативных правовых актах".

Кроме того, нужно учесть тот фактор, что в случае внесения в вопросы местного значения, тогда предлагаемый вопрос местного значения "26) создание социальных услуг по защите детей в рамках утвержденного бюджета" будет находиться в исключительной компетенции органов местного самоуправления (в случае принятия проекта Кодекса о детях), что приведет к различному право применению, так как на местах органами местного самоуправления будут исполняться по-разному, исходя из возможностей местного бюджета, что приведет к такому последствию, что защита детей, находящихся в ТСЖ, будет обеспечиваться по-разному по всей республике, что неприемлемо, поскольку она должна быть обеспечена в одинаковой мере с соблюдением установленных единых правовых и социальных гарантии, стандартов и объемов, независимо от того, где этот ребенок проживает (по месту жительства ребенка или фактическому пребыванию), что может повлечь и привести к социальному неравенству и дискриминации прав детей на достойный уровень жизни.

С учетом требований части 7 статьи 10 Конституционного закона КР
"О Правительстве Кыргызской Республики", функция по защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации должна являться ответственностью соответствующего уполномоченного государственного органа, так как это обязательство государства, но ни в коем случае этот вопрос должен являться вопросом местного значения и обязательством местного самоуправления. Эти полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления только в порядке, предусмотренном законодательством о делегировании государственных полномочий.

Согласно пункта 2 статьи 3 предлагается внести дополнения в часть 2 статьи 31 Закона Кыргызской Республики путем отнесения к компетенция городского и айылного кенешей "материально-техническое обеспечение социальной службы по защите детей", то есть по сути отнесен вопрос рассмотрения в местном бюджете средств содержание социальной службы по защите детей", которая дублирует аналогичную норму, предусмотренную в пункте 3 части 2 статьи 31 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», согласно которой в компетенциях местных кенешей уже имеется такая компетенция, как: "3) утверждение и контроль за выполнением программ социально-экономического развития территории и социальной защиты населения".        

В связи с чем, считаем, что отсутствует необходимость и целесообразность вносить дополнение в статью 31 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", компетенция "местного кенеша отдельно и дополнительно утверждать "материально-техническое обеспечение социальной службы по защите детей", так как утверждается комплексная программа социально-экономического развития территории и социальной защиты населения, в которой предусматриваются и вопросы социальной защиты детей. 

Исходя из вышеизложенного, считаем нецелесообразным и не эффективным вносить изменения и дополнения в Закон Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" в такой редакции и предлагаем в статье 3 Законопроекта:

  • пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) Часть 6 статьи 20 Закона КР «О местном самоуправлении» дополнить пунктом 17-3 следующего содержания:

17-3) содействие в решении вопросов по защите детей";

 

  • исключить пункт 2 данной статьи Законопроекта, предусматривающего внесение дополнения в виде пункта 18 в часть 2 статьи 31 Закона КР «О местном самоуправлении».

Такой подход приведет нормы Законопроекта в соответствие с требованиями пункта 4 статьи 3 и пункта 2 статьи 113 Конституции Кыргызской Республики, то есть соблюдению конституционного принципа разграничения функций и полномочий государственного управления и местного самоуправления определяют, что для установления эффективного взаимодействия между государственными органами и органами МСУ использовать механизм делегирования государственных полномочий органам МСУ на основании закона или договора, одновременно с передачей материальных, финансовых и иных средств, необходимых для их осуществления. В этом случае, органы МСУ за счет дополнительных средств республиканского бюджета (целевых трансфертов) смогут полноценно обеспечить выполнение переданные (делегированные) государственные полномочия по решению отдельных вопросов в сфере защиты детей и быть подотчетным перед соответствующим уполномоченным государственным органом.

Помимо того, статья 50 Бюджетного кодекса КР предусматривает расходные обязательства Правительства, где из республиканского бюджета осуществляются расходы на мероприятия, имеющие общегосударственное значение, ответственность по которым полностью возлагается на Правительство через соответствующие государственные органы управления. В данную категорию расходов включаются также расходы на социальную защиту.

Статья 51 Бюджетного кодекса КР предусматривает расходные обязательства органов местного самоуправления. Согласно данной норме из местного бюджета осуществляются расходы на решение органами МСУ вопросов местного значения, на содержание муниципальных предприятий, учреждений образования, здравоохранения, отдыха, культуры, социальной защиты, жилищного и коммунального хозяйства, охраны окружающей среды.

При этом, часть 3 статьи 49 Бюджетного кодекса КР запрещает принятие государственными органами решений по осуществлению мероприятий, которые заведомо повлекут за собой увеличение расходов местных бюджетов, без обеспечения соответствующей компенсации.

Возложение на органы МСУ полномочий по защите детей, без компенсации и передачи необходимого финансового, материального и иных ресурсов, и без учета их финансового и кадрового потенциала однозначно приведет к неисполнению или ненадлежащему их исполнению гарантии и стандартов в сфере социальной защиты детей. Поэтому политика, определяемая Правительством КР, направления на защиту детей, в том числе и социальное сопровождение должно быть единой и не создавать социального неравенства среди детей, находящихся в трудной жизненной ситуацией и не приводить к социальному неравенству и дискриминации прав детей на достойный уровень жизни. Соответственно финансирование этих сфер должно быть централизованным, и ни в коем случае ориентированным на местные бюджеты. 

Для расширения перечня вопросов местного значения, необходимо рассмотреть возможность увеличения штатной численности органов местного самоуправления и соответствующих ресурсов. Однако, в справке-обосновании к законопроекту не приводятся расчеты данной нагрузки и механизмы увеличения финансирования. 

В связи с вышеизложенным, предлагаем совместно обсудить и рассмотреть нормы Законопроекта, в которых регулируются вопросы местного значения, функции, полномочия и компетенции органов местного самоуправления в сфере защиты детей с целью учета возможностей и существующих реальностей для осуществления органами местного самоуправления в случае делегирования им в будущем.

 

 

Голосование

Вы согласны с "Замечаниями и предложениями Союза МСУ КР к проекту Кодекса Кыргызской Республики о детях"?

*Внимание для участия в опросе вам необходимо заполнить все данные со *(звездочкой)

Участвовать могут только органы местного самоуправления.
Для уточнения с вами могут связаться сотрудники Союза МСУ.
* Выберите ответ: