Практика по улучшению качества услуги питьевого водоснабжения

whatsapp

Фотогалерея / архив

Баннер

НАЗВАНИЕ ОМСУ: Айылный аймак имени Алля Анарова, Араванского района, Ошской области.

НАЗВАНИЕ ПРАКТИКИ

Повышение уровня здоровья и благосостояния граждан посредством улучшения качества услуги питьевого водоснабжения

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ

Практика нацелена на улучшение уровня жизни и благосостояния населения посредством повышения качества услуги питьевого водоснабжения для 10,970 жителей села Араван и 1,602 жителей села Маданият айылного аймака имени Алля Анарова Араванского района, Ошской области.

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРАКТИКИ

Данный вид услуг регламентируется пунктом 4 «Снабжение питьевой водой населения», статьи 18 «Вопросы местного значения» Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» и находится в сфере ответственности органа местного самоуправления.

 Конституция Кыргызской Республики;

  • Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении»;
  • Бюджетный кодекс Кыргызской Республики;
  • Налоговый кодекс Кыргызской Республики;
  • Закон Кыргызской Республики «О государственных и муниципальных услугах».

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

Практика раскрывает методы улучшения качества услуг питьевого водоснабжения. Сельскому общественному объединению потребителей питьевой воды (далее СООППВ) «Дул-Дул-Ат» при поддержке Алля-Анаровского айыл окмоту удалось разработать и внедрить новые экономически обоснованные тарифы не только на услуги водоснабжения, но и подключения к водопроводу. Также местные власти успешно провели общественные слушания по обсуждению и одобрению тарифов с местным населением и согласовали их ставки с антимонопольным органом, которые в дальнейшем были утверждены местным кенешем. Данные мероприятия проводились в муниципалитете впервые и помогли не только улучшить качество нужной для населения услуги, но и повысить уровень доходов поставщика услуг, что в свою очередь позволило СООППВ «Дул-Дул-Ат» увеличить налоговые отчисления в местный бюджет. Успешная реализация практики также позволила обеспечить благоприятные условия для создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций в целях совершенствования инфраструктуры питьевого водоснабжения для более 13,500 сельчан, проживающих в Алля-Анаровском айылном аймаке.

Становление услуги обеспечения населения питьевой водой в муниципалитете имени Алля Анарова берет начало с 1970 года в период СССР, когда были построены основные элементы инфраструктуры питьевого водоснабжения. Однако, следует отметить, что с момента строительства – а это более 50 лет назад - еще ни разу не проводился ни капитальный ремонт существующей, ни строительство новой системы питьевого водоснабжения в населенных пунктах данного муниципалитета. Периодически осуществлялась лишь фрагментарная, точечная и мелкая реабилитация отдельных объектов для поддержки водоснабжения. Вся система устарела не только физически, но и морально. Многочисленные повреждения в трубопроводах создавали условия для образования утечки и потери воды. 

СООППВ «Дул-Дул Ат» - местный поставщик услуги питьевого водоснабжения - было образовано на базе коммунальной организации в 2005 году.

В рамках сотрудничества муниципалитета имени Алля Анаров с проектом USAID «Успешный аймак» был выявлен ряд основных проблем, отрицательно влияющих на качество услуги:

  • низкий уровень потенциала и отсутствие необходимых знаний сотрудников СООППВ по эффективному управлению системой питьевого водоснабжения;
  • отсутствие у айыл окмоту стратегии организации услуг;
  • отсутствие у поставщика экономически обоснованной тарифной политики;
  • отсутствие вовлеченности местного населения в процесс обсуждений (общественных слушаний) тарифной политики;
  • физический и моральный износ элементов системы водоснабжения;
  • недостаток финансовых ресурсов для реабилитации системы водоснабжения;
  • низкий уровень привлекательности тарифов на услуги для инвесторов;
  • низкий уровень собираемости оплаты за предоставленные услуги питьевого водоснабжения, связанный с нежеланием жителей платить за услуги;
  • недостаточный уровень информированности населения о предоставляемых услугах по обеспечению доступа к питьевой воде.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что предоставление услуг по обеспечению доступа к питьевой воде было организовано на низком уровне, что в свою очередь привело к снижению уровня жизни и благосостояния населения в муниципалитете имени Алля Анарова.

 

ПРОДЕЛАННАЯ РАБОТА

Для успешной реализации практики орган местного самоуправления реализовал ряд мероприятий по разработке, согласованию с местным населением, утверждению местным кенешем и реализации Стратегии организации услуг на местном уровне, который включал в себя следующие этапы:

  • Шаг 1. Формирование рабочей группы по разработке Стратегии организации услуг на местном уровне;
  • Шаг 2. Анализ Программы социально-экономического развития айылного аймака, выбор в качестве приоритетной услуги питьевого водоснабжения;
  • Шаг 3. Выработка плана действий по организации и улучшению услуги;
  • Шаг 4. Разработка стандартов приоритетной услуги;
  • Шаг 5. Выбор метода и формы организации приоритетной услуги;
  • Шаг 6. Алгоритм действий по каждому методу организации услуги;
  • Шаг 7. Расчет стоимости услуги, разработка тарифов;
  • Шаг 8. Согласование стоимости услуги;
  • Шаг 9. Ресурсы, необходимые для организации услуги,
  • Шаг 10. Отбор поставщика услуги;
  • Шаг 11. Договора с поставщиком услуг, абонентами;
  • Шаг 12. Общественный мониторинг качества предоставления услуги.

 Благодаря консультационной поддержке Проекта USAID «Успешный аймак» в пилотном партнерском муниципалитете совместно с айыл окмоту и СООППВ «Дул-Дул Ат» были осуществлены следующие мероприятия:

  • Проведены фокус-группы, на которых была проведена приоритизация услуг на местном уровне. В результате, организация услуг питьевого водоснабжения была признана приоритетной услугой;
  • Создана Рабочая комиссия, ответственная за разработку, согласование с населением и реализацию Стратегии организации услуг, в которую вошла услуга организация услуг питьевого водоснабжения;
  • Рабочей комиссией были разработаны стандарты и график оказания услуги, отобраны метод и форма оказания услуги, план действий по запуску услуги, которые вошли в проект Стратегии организации услуги;
  • Проект Стратегии организации услуг прошел процедуру общественного обсуждения на общественных слушаниях и получил одобрение со стороны местного сообщества;
  • Проект Стратегии организации услуг прошел процедуру рассмотрения и утверждения на сессии депутатов местного кенеша;
  • Разработан проект Положения о порядке и условиях проведения открытого и прозрачного конкурса на закупку услуг, который позднее также был утвержден постановлением депутатов местного кенеша;
  • Разработаны проекты тарифов на оказание услуг по улучшению доступа к питьевому водоснабжению, которые впервые в данном муниципалитете прошли процедуру общественного обсуждения и согласования с местным сообществом на общественных мероприятиях. Также они прошли процедуру согласования в антимонопольном органе и были утверждены постановлением местного кенеша. Тарифная политика, разработанная согласно действующему законодательству, имеет гибкий характер. Если ранее тарифы составляли 15 сомов в месяц с человека, потреблявшего воду из уличных колонок, и 20 сомов в месяц с человека, потреблявшего воду из системы водоснабжения, подведенной в домохозяйство, то после внедрения новой тарифной политики изменения в размерах тарифов в основном коснулись абонентов, потребляющих воду из системы водоснабжения, подведенной до территории домохозяйства, и стали составлять 54,9 сома с человека в месяц. Абонентов, потребляющих воду из уличных колонок, подобные изменения не коснулись. Также следует отметить, что тарифы были подняты в отношении коммерческих структур, таких как столовые и кафе, что естественно и логично, так как они получают прибыль от своей деятельности. Тем не менее, размеры тарифов абонентов, таких как средние школы и детские сады, весьма социально ориентированы и составляют 7 сомов 75 тыйынов с одного ученика в месяц;
  • Разработаны новые размеры оплаты за подключение, которые называются Технические условия (ТУ). Если ранее, устаревшие ТУ составляли 3,000 сомов за подключение, то в результате внедрения практики, размер ТУ поднялся до относительно реальной рыночной стоимости 5,000 сомов. Данные условия также положительно влияют на устойчивость и качество предоставления услуг, как и экономически обоснованные тарифы.
  • Разработан пакет конкурсной документации для проведения открытого и прозрачного конкурса на закупку услуги организации питьевого водоснабжения;
  • Разработаны проекты договоров: сервисного, заключаемого между поставщиком СОППВ «Дул-Дул-Ат» и органом местного самоуправления, и абонентского, заключаемого между поставщиком СООППВ «Дул-Дул-Ат» и получателями услуги – местным населением.

 

ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТА USAID «УСПЕШНЫЙ АЙМАК» 

Техническая поддержка Проекта USAID «Успешный аймак» была предоставлена в виде мероприятий по наращиванию потенциала, проведенных для представителей Алля-Анаровского муниципалитета, а именно: членов Рабочей комиссии, аппарата ОМСУ, местного кенеша, представителей гражданского общества и СООППВ «Дул-Дул-Ат».

Учебные мероприятия в рамках Проекта USAID «Успешный аймак» для представителей пилотного муниципалитета были проведены по многим темам, включая:

  • разработка Стратегии организации услуг на местном уровне;
  • разработка экономически обоснованных тарифов на услуги и устойчивость поставщика услуг;
  • эффективное управление муниципальной собственностью;
  • разработка стандартов и реестра муниципальных услуг;
  • разработка и внедрение коммуникационной стратегии.

Следует отметить, что Проект USAID «Успешный аймак» оказал практические консультации представителям пилота на каждом этапе реализации успешной практики, например, в процессе внедрения механизмов приоритизации услуг, разработки проектов экономически устойчивых тарифов, их согласования с населением и антимонопольным органом и утверждения тарифов на услуги и при проведении открытого конкурса на закупку услуг.

Также, Проект USAID «Успешный аймак» вел и продолжает вести юридическое сопровождение представителей муниципалитета при разработке нормативно-правовых актов местного уровня, связанных с реализацией успешной практики, например: положения по проведению конкурса на закупку услуг, положения о группе совместного мониторинга и оценки, а также разработке конкурсной документации, договоров между поставщиком услуг и исполнительным органом власти и договоров между поставщиком услуг и абонентами.

ЗАТРАТЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРАКТИКИ

Мероприятия по повышению качества услуги питьевого водоснабжения повлекли за собой следующие затраты:

  1. со стороны айыл окмоту имени Алля Анарова:
  • 150,000 сомов из средств местного бюджета;
  • осуществлены реабилитационные работы на сумму 157,000 сомов за счет собственных средств СООППВ.
  1. со стороны поставщика услуг СООППВ «Дул-Дул Ат»:

РЕЗУЛЬТАТ

На сегодня в муниципалитете имени Алля Анаров благодаря мобилизации ресурсов СООППВ «Дул-Дул-Ат» и органов самоуправления были достигнуты следующие результаты:

  • установлено ограждение на трех скважинах для подачи воды;
  • построено сооружение для несения дежурств охраны при скважине подачи воды;
  • установлен электрический щит управления для защиты от колебаний и скачков электрической энергии;
  • произведена реабилитация системы питьевого водоснабжения.

В настоящее время количество выгодополучателей в результате организации услуги питьевого водоснабжения достигло 1,315 домохозяйств (дворов), или 1,315 абонентов, включая 20 абонентов коммерческого характера (юридические лица).

В результате внедрения успешной практики по улучшению качества услуг питьевого водоснабжения в муниципалитете имени Алля Анарова наблюдаются следующие изменения:

  • В отличие от СООППВ в других пилотах проекта USAID “Успешный аймак” СООППВ “Дул-Дул Ат”, предоставляя услуги населению обеспечивает увеличение своих доходов, которые выгодно отличают его от других. Увеличение доходов поставщика услуг (СООППВ «Дул-Дул Ат») на 180,000 сомов ежегодно ведет к улучшению и устойчивости предоставления услуг по обеспечению доступа населения к питьевой воде.
  • Как ещё один хороший результат практики, надо отметить, что повысился потенциал как представителей органов местного самоуправления, так и представителей поставщика услуг СООППВ «Дул-Дул Ат». Повышение потенциала создает условия для успешной передачи полученных знаний и опыта представителям соседних СООППВ. Например, в качестве партнерской технической помощи главный бухгалтер СООППВ «Дул-Дул Ат» на постоянной основе консультирует председателя соседнего СООППВ по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности, которые ведет сам председатель этого СООППВ, из-за ограниченности средств не имеющего возможность нанимать профессионального бухгалтера;
  • Услуги не только улучшены, но и обрели законный статус, так как начали предоставляться на основе законно утвержденных, экономически обоснованных и согласованных с населением и антимонопольным органом тарифов;
  • В результате проведенных общественных слушаний улучшились информированность населения о деятельности поставщика услуг и органа местного самоуправления. Также у населения усилилось доверие, ответственность и выработалась культура оплаты за получаемые услуги питьевого водоснабжения.
  • Усилился уровень взаимодействия, и уменьшился разрыв в отношениях между населением, органами местного самоуправления муниципалитета и поставщиком услуг СООППВ «Дул-Дул Ат».
  • Внедрены стандарты услуг, и создана группа совместного мониторинга и оценки услуги, призванная отслеживать качество предоставляемых услуг питьевого водоснабжения.
  • В результате внедрения практики в муниципалитете созданы дополнительные рабочие места. Возникшая устойчивость поставщика услуг позволила расширить штат работников в виде трёх единиц охранников, обеспечивающих постоянную охрану головных источников воды - трех водоподающих скважин с работающими электрическими погружными насосами.
  • Собираемость оплаты за оказываемые услуги повысилась на 12%.
  • Были обеспечены условия для рационального, экономного и эффективного использования воды и комфортного быта для жителей населенных пунктов, таких как использование стиральных и посудомоечных машин, установка водонагревательных систем, душевых кабин и теплых туалетов.

Осуществляя деятельность по обеспечению доступа населения к питьевой воде на платной основе, поставщик услуг СООППВ «Дул-Дул-Ат» также платит налоги в государственный бюджет. Ежегодно совокупная сумма налогов составляет порядка 150,000 сомов. СООППВ уплачивает такие виды налогов, как роялти, налог с продаж и подоходный налог с работников. Данное обстоятельство также позитивно характеризует деятельность поставщика услуги и выделяет его на фоне других аналогичных СООППВ.

Для исполнительного органа местного самоуправления – айыл окмоту - в результате передачи предоставления услуги питьевого водоснабжения в частные руки на принципах муниципально-частного партнерства появляется еще одна уникальная возможность экономии средств расходной части местного бюджета – через снижение расходов на содержание и текущий ремонт системы питьевого водоснабжения, являющейся объектом муниципальной собственности. Поставщик услуги, СООППВ «Дул-Дул Ат», оказывая услуги на платной основе и получая прибыль, несет ответственность за сохранение здания в надлежащем виде и оплачивает расходы на его содержание и текущий ремонт. Таким образом, создаются благоприятные условия для экономии средств местного бюджета и эффективного управления объектами муниципальной собственности. После улучшения услуги ожидается уменьшение расходов со стороны местного бюджета приблизительно на 50,000 сомов, что свою очередь дает возможность айыл окмоту имени Алля Анарова направить данные расходы на другие мероприятия.
 

ПРИНЯТЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

  • Постановление местного кенеша об утверждении Положения о порядке и условиях проведения открытого конкурса на закупку услуг на местном уровне;
  • Приказ главы айыл окмоту о создании конкурсной комиссии, ответственной за проведение открытого конкурса;
  • Постановление местного кенеша об утверждении Положения по совместному проведению мониторинга и оценки;
  • Приказ главы АО о создании Группы совместного мониторинга и оценки;
  • Постановление местного кенеша об утверждении Устава местного сообщества.

 

Контактные данные для получения дополнительной информации:

Ф.И.О.

Место работы и должность

Контактный телефон

Нурбаев Жалолидин Паязидинович,

 

глава айыл окмоту имени Алля Анарова

 

 

 

Представители проекта USAID «Успешный аймак»:

 руководство проекта USAID «Успешный аймак»;
 коллектив программных и административных специалистов, национальных и технических консультантов, региональных специалистов проекта USAID «Успешный аймак».

 Члены рабочей комиссии айыльного аймака:

 Нурбаев Жалолидин Паязидинович, глава айыл окмоту имени Алля Анарова, председатель Рабочей комиссии;

  • Абдуллаева Айнура, ответственный секретарь айыл окмоту, член Рабочей комиссии;
  • Мирзаев Бахтиёржон – председатель СООППВ «Дул-Дул Ат», член Рабочей комиссии;
  • Токтасинов Мурадилжон, специалист айыл окмоту по социальным вопросам, член Рабочей комиссии.

Анонсы МСУ / архив