Практика по организации услуг спорта (на примере организации спортивных залов для занятий вольной борьбой и фитнесом)

whatsapp

Фотогалерея / архив

Баннер
НАЗВАНИЕ ОМСУ: Айылный аймак имени Насирдина Исанова, Ноокатский район, Ошская область

НАЗВАНИЕ ПРАКТИКИ
Организация услуг спорта (на примере организации спортивных залов для занятий вольной борьбой и фитнесом)

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ
Практика нацелена на повышение уровня здоровья населения посредством организации качественных услуг спорта.

В данной практике представлен успешный опыт муниципально-частного партнерства, благодаря которому было обеспечено эффективное управление ранее простаивавшим
спортивным залом, и возобновлены услуги спорта для местного населения. Местные власти разработали формат организации услуги спорта, при которой в договор аренды
были включены дополнительные условия по обеспечению качества услуги спорта - инвестирование арендатором средств в дальнейшее развитие клуба и достижение
воспитанниками зала выдающихся результатов на местных и национальных соревнованиях. Еще одним новшеством данной практики является утвержденное
местным кенешем субсидирование оплаты занятий спорта для детей данного села. Эта практика сочетает в себе меры по рациональному управлению залом, содействию
развитию предпринимательства.

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРАКТИКИ
Данный вид услуг регулируется в соответствии с пунктом 21 «Обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта» статьи 18 «Вопросы местного значения» Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении».
  • Конституция Кыргызской Республики;
  • Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении»;
  • Бюджетный Кодекс Кыргызской Республики;
  • Налоговый Кодекс Кыргызской Республики;
  • Закон Кыргызской Республики «О государственных и муниципальных услугах».
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Спортивный зал в селе Жаны-Базар айылного аймака имени Насирдина Исанова был построен за счет стимулирующего гранта и спонсорской помощи депутата Жогорку Кенеша и передан в муниципальную собственность в 2012 году.
До 2017 года услуги спорта в этом спортзале предоставлялись жителям села, включая 20-30 детей, на бесплатной основе. Однако, в 2017 году спортивный зал перестал функционировать.

В чем заключалась основная проблема?

Отсутствие постоянного и реального хозяина спортивного зала, стихийная организация услуги на безвозмездной основе и нехватка знаний у ОМСУ процедур управления муниципальным имуществом привели к таким проблемам, как охрана здания, уборка и должное содержание его помещений. Заработная плата не выплачивалась ни персоналу, присматривающему за зданием, ни тренерам. Выделение средств на текущий ремонт здания происходило с большими трудностями и в неполном объеме. В таких условиях здание спортивного зала быстро пришло в упадок - зимой лопнули трубы отопления, были выбиты стекла окон, с внутренних и внешних стен начала обваливаться штукатурка. Трудности возникли и с обеспечением оборудования и инвентаря, необходимого для занятия спортом. Из спортивного оборудования были только маты для занятия вольной борьбой. Отсюда можно сделать вывод, что услуги спорта были организованы на низком уровне, что в свою очередь привело как к потере интереса у тренеров обучать детей и подростков, так и нежеланию детей продолжать занятия спортом.

ПРОДЕЛАННАЯ РАБОТА
  • Шаг 1. Формирование рабочей группы по разработке Стратегии организации услуг на местном уровне
  • Шаг 2. Анализ Программы социально-экономического развития айылного аймака и выбор приоритетных услуг
  • Шаг 3. Выработка плана действий по организации услуг
  • Шаг 4. Разработка стандартов приоритетных услуг
  • Шаг 5. Выбор метода и формы организации приоритетной услуги
  • Шаг 6. Алгоритм действий по каждому методу организации услуги
  • Шаг 7. Расчет стоимости услуги и разработка тарифов  
  • Шаг 8. Согласование стоимости услуги
  • Шаг 9. Ресурсное наполнение стоимости услуги
  • Шаг 10. Отбор поставщика услуг
  • Шаг 11. Договоры с поставщиком услуг и абонентами
  • Шаг 12. Общественный мониторинг качества предоставления услуги
 
В рамках технической помощи Проекта USAID «Успешный аймак», оказанной пилотному партнерскому муниципалитету, были выполнены следующие мероприятия:
  • Проведены фокус-группы, на которых была осуществлена приоритизация услуг на местном уровне. В результате, организация услуг спорта была признана в качестве приоритета.
  • Создана Рабочая комиссия, ответственная за разработку, согласование с населением и реализацию Стратегии организации услуг, в которую вошла услуга организация услуг спорта.
  • Рабочей комиссией были разработаны стандарты оказания услуг и график оказания услуг, отобраны метод и форма оказания услуг, а также подготовлен план действий по запуску услуг, вошедших в проект Стратегии организации услуг.
  • Проект Стратегии организации услуг прошел процедуру обсуждения на общественных слушаниях и получил одобрение со стороны местного сообщества.
  • Проект Стратегии организации услуг был рассмотрен и утвержден на сессии депутатов местного кенеша.
  • Разработан проект Положения о порядке и условиях проведения открытого и прозрачного конкурса на закупку услуг, который позднее также был утвержден постановлением депутатов местного кенеша.
  • Разработан проект тарифа на оказание услуг спорта, который прошел процедуру согласования с местным сообществом на общественных мероприятиях и утвержден постановлением местного кенеша.
  • Разработан пакет конкурсной документации для проведения открытого и прозрачного конкурса на закупку услуги организации услуг спорта.
  • Разработаны проекты договоров: сервисного, заключаемого между поставщиком услуги и органом местного самоуправления, и абонентского, заключаемого между поставщиком и получателями услуги.
  • Проведен открытый и прозрачный конкурс на закупку услуги, победителем которого решением конкурсной комиссии был признан спортивный клуб «Барс-Мурас», с которым были заключены договоры по запуску услуги спорта.
Интересная особенность заключения договора на оказание услуг между органом местного самоуправления и поставщиком услуги заключается в том, что в договоре указаны дополнительные требования для соблюдения поставщиком. Так, например, поставщик должен оказывать услуги на высоком профессиональном уровне и обязуется в течение года подготовить: не менее 10 победителей состязаний на районном уровне, не менее 5 победителей областных состязаний и не менее одного победителя соревнований республиканского уровня.

ЗАТРАТЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРАКТИКИ
Одна из особенностей запуска данной услуги заключается в том, что победитель конкурса не просто арендует объект муниципальной собственности для оказания услуг населению, но еще и инвестирует свои средства для улучшения качества оказываемых услуг. С момента запуска услуги победителем открытого конкурса - спортивным клубом «Барс-Мурас» - были вложены 558,000 сомов, направленные на закупку спортивного оборудования и инвентаря - тренажеров, спортивных матов и униформы.
Данный пример муниципально-частного партнерства создал дополнительные условия для занятия спортом и укрепления здоровья граждан муниципалитета.
Со стороны органа местного самоуправления вклад в партнерстве выражается в предоставлении зала в аренду на безвозмездной основе и оплате из средств местного бюджета счетов за потребление электрической энергии. Кроме этого, орган местного самоуправления оказывает помощь непосредственно получателям услуги – детям и подросткам до 16 лет - в виде субсидий из местного бюджета, направленных на со-финансирование оплаты за занятия спортом.
 
ПРИНЯТЫЕ РЕШЕНИЯ
  • Постановление местного кенеша об утверждении «Положения о порядке и условиях проведения открытого конкурса на закупку услуг на местном уровне»;
  • Приказ Главы АО о создании конкурсной комиссии ответственной за проведение открытого конкурса;
  • Постановление местного кенеша об утверждении “Положения по совместному проведению мониторинга и оценки”;
  • Приказ главы АО о создании Группы совместного мониторинга и оценки;
  • Постановление местного кенеша об утверждении Устава местного сообщества.

РЕЗУЛЬТАТ
За 2019 год воспитанники спортивного клуба “Барс-Мурас”, успешно оказывающего услуги спорта в муниципалитете имени Н. Исанов, заняли следующие призовые места в своих весовых категориях:
  1. на открытом чемпионате Кыргызской Республики среди кадетов в возрасте до 16 лет:
  • 1 воспитанник клуба занял второе место (“серебро”);
  • 1 воспитанник клуба занял третье место (“бронза”).
  1. В результате успешно сданных нормативов и состязаний:
  • 3 воспитанника завоевали почетные звания кандидата в мастера спорта (КМС). При этом большое количество воспитанников успешно сдают нормативы для присвоения детского юношеского спортивного разряда.
  1. На международном спортивном турнире имени Исхака Разакова, проведенного в Лейлекском районе:
  • 2 воспитанника заняли первые места (“золото”) в разных весовых категориях;
  • 1 воспитанник занял второе место (“серебро”);
  • 3 воспитанника заняли третьи места (“бронза”) в разных весовых категориях.
  1. В соревнованиях районного масштаба имени Н. Исанова:
  • воспитанники заняли общекомандное первое место (“золото”);
  • 5 воспитанников заняли первые места (“золото”), каждый в своей весовой категории;
  • 9 воспитанников заняли  вторые места “серебро”, каждый в своей весовой категории;
  • 8 воспитанников заняли третьи места (“бронза”), каждый в своей весовой категории.
БЕНЕФИЦИАРЫ
В настоящее время количество детей и подростков – как мальчиков, так и девочек - в возрасте до 18 лет, осваивающих искусство вольной борьбы в муниципалитете, достигло 230 человек, в том числе:
  • в зале вольной борьбы в селе Жаны-Базар (головной зал) - 150 детей;
  • в зале вольной борьбы в селе Чеч-Добо (филиал клуба) - 80 детей.
Помимо занимающихся вольной борьбой детей, в муниципалитете также укрепляют свое здоровье и взрослые жители, число которых достигло 40 человек - 21 мужчина и 19 женщин.

ИЗМЕНЕНИЯ ПОСЛЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРАКТИКИ
В 2019 году в селе Чеч-Добо, которое также входит в состав муниципалитета, в качестве филиала клуба открыт второй зал борьбы, куда приходят заниматься 80 мальчиков и девочек в возрасте до 18 лет. В настоящее время поставщик услуг спорта – спортивный клуб «Барс – Мурас» оказывает услуги спорта в муниципалитете имени Н. Исанова в двух залах:
  • В зале вольной борьбы в селе Жаны-Базар (головной зал);
  • В зале вольной борьбы в селе Чеч-Добо (филиал клуба).
Кроме того, муниципалитет имени Н. Исанова при технической поддержке Проекта USAID «Успешный аймак» планирует открыть в селе Кожоке третий филиал спортивного клуба «Барс-Мурас» в виде третьего зала для занятий вольной борьбой для 80 детей.
Услуги спорта являются услугами социального характера, то есть по умолчанию убыточными и затратными. Несмотря на это, между спортивным клубом «Барс-Мурас» и районным подразделением Государственной налоговой службы было достигнуто соглашение, о том, что спортивный клуб, являясь юридическим лицом, оказывающим услуги спорта и получающим прибыль, будет ежегодно уплачивать налоги на сумму около 20 тысяч сомов.
Кроме этого, необходимо отметить, что в результате предоставления услуги спорта через функционирование спортивного клуба для айыл окмоту решается еще и другой важный вопрос – оплата расходов местного бюджета на содержание и текущий ремонт здания спортивного зала, являющегося объектом муниципальной собственности. Оказывая услуги спорта и получая прибыль, поставщик услуги несет ответственность за сохранение здания в надлежащем виде и оплачивает расходы на его содержание и текущий ремонт. Таким образом, создаются благоприятные условия для экономии средств местного бюджета и эффективного управления объектами муниципальной собственности.

ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТА USAID «УСПЕШНЫЙ АЙМАК»
Техническая поддержка Проекта USAID «Успешный аймак» была предоставлена в виде мероприятий по наращиванию потенциала, проведенных для представителей Исановского муниципалитета, а именно: членов Рабочей комиссии, сотрудников аппарата ОМСУ, депутатов местного кенеша и представителей гражданского общества.
Учебные мероприятия в рамках Проекта USAID «Успешный аймак» для представителей пилотного муниципалитета были проведены по многим темам, в том числе и по вопросам, способствовавшим успешной реализации инициативы:
  • «Разработка Стратегии организации услуг на местном уровне»;
  • «Разработка тарифов на услуги»;
  • «Эффективное управление муниципальной собственностью»;
  • «Разработка стандартов и реестра муниципальных услуг».
Следует отметить, что Проект USAID «Успешный аймак» оказал практические консультации представителям пилота на каждом этапе реализации успешной практики, например, в процессе внедрения механизмов приоритизации услуг, разработки, согласования и утверждения тарифов на услуги или при проведении открытого конкурса на закупку услуг.
Также, Проект USAID «Успешный аймак» вел и продолжает вести юридическое сопровождение представителей муниципалитета при разработке нормативно-правовых актов местного уровня, связанных с реализацией успешной практики, например: положения по проведению конкурса на закупку услуг, положения о группе совместного мониторинга и оценки, разработка конкурсной документации, разработка договоров между поставщиком услуг и исполнительным органом власти и договоров между поставщиком услуг и абонентами.
Контактные данные для получения дополнительной информации:

Ф.И.О.

Место работы и должность

Контактный телефон

Лидер практики:

Маматов Маратбек

глава айыл окмоту имени Насирдина Исанова

 


Представители проекта
USAID «Успешный аймак»:
Азамат Орозобеков – заместитель руководителя проекта USAID «Успешный аймак»

Члены рабочей комиссии айыльного аймака:
  1. Карыбеков Данияр – налоговый инспектор, председатель Рабочей комиссии;
  2. Юлдашев Абжали Юсупович – заместитель главы айыл окмоту, член комиссии;
  3. Атаканова Нурайым Эрмекалиевна – ответственный секретарь айыл окмоту, секретарь комиссии;
  4. Нурмаматов Жоодарбек – гражданский активист;
  5. Сыдыков Маматали – староста села, член комиссии;
  6. Амитова Айжаркын – социальный работник айыл окмоту, член комиссии;
  7. Алибаев Акылбек – гражданский активист, член комиссии;
  8. Моноков Мамасали – гражданский активист, член комиссии;
  9. Абдурахманов Ибайдулла – староста села, член комиссии;
  10.  Урусматов Уммат – гражданский активист, член комиссии.

Анонсы МСУ / архив